Спектакль «Гамлет»
18 +

Спектакль «Гамлет»

Продолжительность
2 ч 15 мин
Режиссёр
Лев Додин
Автор
У.Шекспир
Актёры/Исполнители
Данила Козловский, Елизавета Боярская, Екатерина Тарасова, Ксения Раппопорт, Игорь Черневич, Станислав Никольский, Сергей Курышев, Игорь Иванов, Сергей Козырев
Описание

Сочинение для сцены Льва Додина по Саксону Грамматику, Рафаэлю Холиншеду, Уильяму Шекспиру, в переводах Бориса Пастернака.

Премьера состоялась 10 апреля 2016 года
Аудитория: 18+

Уже сотни лет «Гамлет» Шекспира считается и является, безусловно, одним из величайших произведений мировой литературы. А сам Гамлет стал именем нарицательным, воплощающим прежде всего идеалы гуманизма. Гамлет равно гуманист. Гамлетизм равно гуманизм.
Одна из загадок этой великой истории в том, что великий гуманист по ходу действия убивает, сводит с ума и к финалу «укладывает» практически всех основных героев и вместе с ними себя самого. Правда, он делает это, постоянно размышляя: можно ли убивать, нужно ли убивать, можно ли мстить, нужно ли мстить, как мстить так, чтобы было действительно мстительно; просто убить или убить так – поскольку принц  человек верующий – чтобы убитый точно попал в Ад, а не в Рай. Так как Гамлет совершает то, что он совершает, результат всех его размышлений – оправдание ненависти, мести, убийства, а в основе всего этого (как неожиданно проговаривается сам принц) лежит желание власти.

Может быть, в своем историческом оптимизме мы что-то недопоняли и переоценили гуманизм Возрождения, точно так же, как переоценили и гуманизм Античности – его, собственно, эпоха Возрождения и возрождала. Может быть, само Возрождение – такое заразительно прекрасное, воспевающее мощь человека, создавшего образцы высочайшего искусства, высочайшей культуры (все это рука об руку с  жесточайшими территориальными захватами, грабежами и непрерывным кровопролитием) – может быть, великое Возрождение есть, в том числе, и одна из высот интеллектуального и духовного обогащения древних варварских принципов мести, ненависти, убийства, уничтожения. Может быть, и все развитие человечества, которым мы все так гордимся – это еще и варварство; непрерывно интеллектуально обогащаемое, интеллектуально и духовно оправдываемое варварство. И, может быть, весь прогресс, которым мы так восхищаемся – это интеллектуализация низших человеческих инстинктов, которая и привела нас сегодня туда, где все мы, Человечество, и находимся.
Стрела превратилась в ракету, дротик превратился в сверхзвуковой истребитель, железный щит средневекового воина превратился в неприступную бронемашину, теперь уже действующую по воле, но без участия самого человека. Уничтожая тысячи, человек обрел способность не рисковать при этом лично, хотя личный риск продолжает воспеваться так же, как воспевался и в древних варварских сказаниях.

Стремление любой ценой восстановить так называемую справедливость – свободолюбивое, освободительное, самоотверженное – превратилось в личный терроризм против отдельных плохих людей, затем в коллективный терроризм против отдельных плохих коллективов, человеческих групп, наций – и, наконец, стало массовым терроризмом против не очерчиваемых никакими национальными, идеологическими, религиозными границами целых масс человечества.

Вчера будущие герои грезили об уничтоженных до пепла крепостях неприятеля; теперь будущие герои грезят о ядерном пепле, в который можно и нужно превратить целые страны, материки, и – в конце концов, если понадобится, – весь мир. Зато следующий мир будет устроен гораздо лучше, будет гораздо более справедлив и человечен. 

Порой в отчаянии спрашиваешь себя: неужели действительно все самые великие преступления в истории совершались во имя самых великих, высоких целей добра и справедливости? И волей-неволей задаешься следующим вопросом: знают ли творящие зло, что они творят зло? Здоровы они или безумны? Может ли безумец сознавать свое безумие? Что движет нашими поступками – желание так поступить или трагическая невозможность поступить иначе? Этот вопрос тоже, очевидно, неразрешим. Словом, сегодня загадка великого гуманизма великого Гамлета снова требует если не разгадки – она, по-видимому, невозможна – то хотя бы еще одной попытки осмысления. Эта история ставит перед нами все новые и новые вопросы.

Постановка – Лев Додин
Художник – Александр Боровский
Художник по свету – Дамир Исмагилов

Награды спектакля:
Театральная премия «Золотой софит» 2016 года (в номинациях: «Лучшая работа режиссера», «Лучший спектакль»)
Театральная премия «Золотая маска» 2017 года (в номинации «Лучшая мужская роль»).

Обратите внимание! Зрители допускаются в здание театра только при наличии защитной маски (респиратора).

Рецензия от bileter.ru
История принца Датского и его многочисленных коварных родственников уже много веков является одной из самых излюбленных тем для режиссеров, ну а для актеров роль в этой драме Шекспира – едва ли не предел мечтаний. И конечно, многие петербуржцы давно уже лелеют мечту о том, чтобы увидеть в роли Гамлета своего кумира – Данилу Козловского. Несомненно, очередной театральный эксперимент вызовет горячий интерес не только у театралов, но и у критиков, а чтобы составить собственное мнение, нужно поспешить купить билеты на спектакль МДТ «Гамлет» с Д.Козловским и Е.Боярской. 
 
В своей постановке Додин, как и всегда, не боится отступать от правил и нарушать каноны: он легко заменяет средневековые реалии современными гаджетами и техникой, смешивает тексты Шекспира и других великих драматургов, а герои становятся более близкими и понятными. При этом основные вопросы, которые исследует режиссер, остаются прежними, и классическая фраза Гамлета «Быть или не быть?» звучит все с той же остротой и болью. 
 
Как получается, что человек, никому не желающий зла, глубоко страдающий и любящий, становится убийцей и вообще виновником всех несчастий, которые сваливаются на Датское королевство? Можно ли оправдать такую жестокость хоть чем-то? И к чему все бесконечные размышления принца о том, можно ли убивать, если в итоге убийство все равно неизбежно? Если традиционно принято представлять Гамлета жертвой обстоятельств, то режиссер Додин задается вопросом, а не есть ли принц самый главный злодей и варвар, упивающийся кровью? 
 
Сложная, многогранная постановка едва ли найдет понимание и одобрение со стороны большинства зрителей, привыкших к классике, но именно эта противоречивость и бунтарский дух заставляют театралов купить билеты в МДТ на «Гамлета». Тем более, что этот спектакль обещает встречу с настоящими звездами театра – среди них не только Данила Козловский и Елизавета Боярская, но и Сергей Курышев, Ксения Раппопорт, Игорь Черневич и другие. 
10 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
алена п.
12.06.2021 / 16:03
Посетила спектакль «Гамлет» 11.06.2021. Принимаю трактовку Л. Додина с той позиции, что режиссер как создатель и художник имеет право на свое видение произведения. Cама постановка, с моей точки зрения, скучная, невнятная и упрощенная. Порой было жаль актеров. Гертруда, стоя на лесах, одергивала свой «лонг-слив», чтобы прикрыть нижнее белье… Трусы в этом спектакле являются важным атрибутом, почти что действующим персонажем, через сцены с которым, судя по всему, заостряются ценности опустившегося развращенного современного человека. Мы, глупенькие зрители, ничего о них не знаем. Думается, режиссер не только отражает действительность, он формирует ее и вкус зрителей через предлагаемые на сцене картины. В целом сложилось ощущение дешевого спектакля со звездными актерами, созданного для зарабатывания театром денег. Маститый режиссер мог создать более динамичный и тонкий спектакль, имхо. Людей, кричавших «Браво» и постепенно, с оглядкой на других встававших в конце спектакля, было достаточно. Решайте сами, идти или не идти.
P.S. В роли Офелии, кстати, в программке значатся 2 актрисы. Е. Боярской в этот раз не было. Людям, заплатившим по 6-12 тыс, наверное, было обидно.
татьяна м.
10.04.2021 / 11:33
Полностью согласна с предыдущем отзывом, чего-то не хватает...
17.09.2019 / 13:21
Актеры играли с полной отдачей, но трактовка Гамлета своеобразная...как-то было ощущение, что Гамлета не так мучало все произошедшее с отцом, как какие-то мелкие личностные обиды и комплексы, жажда власти и мести просто ради мести...чего- то мне лично не хватило
светлана л.
30.08.2017 / 12:18
Необычный для меня взгляд на Гамлета. Он не страдалец, а подлец, которого не стоит и жалеть. Стоит посмотреть.
виктория д.
03.08.2017 / 18:01
Не понравился. Слишком скучно, люди спали. Козловский деревянный. Люблю Додина, но последние две премьеры полный мрак.
валентина в.
08.12.2016 / 15:58
Спектакль очень эффектный. Настоящий психологический триллер с элементами эротики и прекрасным текстом. Великолепно поставлен, актёры играют самозабвенно, особенно блистает Д.Козловский. Впечатление от просмотра осталось сильное.
новодраматическая
01.11.2016 / 16:41
Додин это Додин. А МДТ это МДТ. На голову сильнее всех театров города. Этот спектакль на исключение. Великолепная работа
bileter и.
26.08.2016 / 12:55
В основе - величайшее произведение Шекспира. Долгожданная премьера замечательного мастера своего дела Л.Додина, в ролях - ведущие артисты театра. Блистательная игра Раппопорт, Козловского, Боярской. Декорации - лаконичные, костюмы в спектакле современные.
жанна п.
03.05.2016 / 19:53
Игра актеров замечательная! Но сам Шекспир мне не по душе, тяжело его воспринимать два часа, еще и в стихах.
георгий
29.04.2016 / 12:44
Спектакль очень красивый, актеры играют блистательно все, но этому удивляться смешно. Сказки, что билеты не достать смешные, кто хочет , тот достает и театр выкладывает билеты сразу на пять спектаклей, чтобы был выбор. Это настоящий Шекспир. Но лично я не в восторге. В МДТ есть постановки более сильные. Братья и Сестры,Бесы, Три сестры, Жизнь и судьба, Дядя Ваня и естественно Вишневый сад потрясали сильнее
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург