6 +

Открытие фестиваля. «Прокофьев. Шостакович. Тищенко». Дирижер – Антон Лубченко

Продолжительность
2 ч 30 мин
Описание

Новый фестиваль «На страже мира» – проект легендарного дирижера, народного артиста СССР Владимира Федосеева.

Фестиваль позволит услышать редкие произведения ленинградских и петербургских композиторов в исполнении одного из лучших оркестров страны – Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского (Москва).

В программе двух концертов – музыка о мире и войне Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Валерия Гаврилина, Бориса Тищенко. Также под управлением маэстро Федосеева состоится мировая премьера оратории-романа «Ленинградский дневник» на тексты Ольги Берггольц. Ее автор – молодой, получивший признание в России и за рубежом, петербургский композитор и дирижер Антон Лубченко. Впервые на музыку положены высеченные на граните Пискарёвского мемориала слова музы блокадного Ленинграда.

«На страже мира» посвящен 75-летию снятия блокады Ленинграда, а также приурочен к еще двум знаковым для Петербурга юбилеям: 80-летию ленинградских композиторов Валерия Гаврилина и Бориса Тищенко.

В программе принимают участие Концертный хор Санкт-Петербурга и солисты ведущих оперных театров Петербурга и Москвы.

17 ноября
Открытие фестиваля
«Прокофьев. Шостакович. Тищенко»

Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского
Художественный руководитель — народный артист СССР Владимир Федосеев
Концертный хор Санкт-Петербурга
Хор мальчиков хорового училища им. М. И. Глинки

Художественный руководитель — заслуженный артист России Владимир Беглецов

Солисты:
лауреат международных конкурсов, солистка Михайловского театра Олеся Петрова (меццо-сопрано)
лауреат Международных конкурсов Андрей Коробейников (фортепиано)

Дирижер – лауреат премии Губернатора Санкт-Петербурга Антон Лубченко

Дмитрий Шостакович (1906-1975)
Три фрагмента из музыки к фильму «Падение Берлина», соч.82 (1949)

Авторская оркестровая версия, первое исполнение в России.

Фильм Михаила Чиаурели, вошедший в тройку лидеров советского проката 1950 года, – первая советская киноэпопея о Великой Отечественной войне. На создание ленты были брошены все лучшие силы кинематографа того времени, часть съёмок проходила в самом Берлине. Музыка к картине принесла Дмитрию Шостаковичу Сталинскую премию.
Ключевым музыкальным эпизодом является часть «Штурм Зееловских высот». Изначально она была написана автором как пьеса для солирующего фортепиано с оркестром и именно в таком виде звучит в фильме. Позднее Шостакович переоркестровал этот номер для оркестра без солиста. Партитура оригинального замысла издана не была, а рукопись считалась утраченной. Чудом ее удалось отыскать в архивах, бережно восстановить и сделать оркестровые голоса.
В своем оригинальном виде эта масштабная симфоническая фреска впервые прозвучит в России именно в рамках фестиваля «На страже мира». В качестве солиста для премьеры приглашен известный петербургский пианист Андрей Коробейников, в чьем репертуаре музыка Шостаковича занимает особое место.

Борис Тищенко (1939-2010)
Симфония «Хроника блокады» (1984)

Название этого сочинения одного из классиков отечественной музыки второй половины XX века (Хроника) во многом определяет и ее композиционный замысел – в ней нет деления на части. Перед слушателем проносятся картины блокадных лет, с пронзительной ясностью воскрешая в памяти трагические сцены.
Борис Тищенко, один из самых ярких и любимых учеников Дмитрия Шостаковича, не обошел стороной традиции великого учителя, и, очевидно, не ставил такой задачи. Однако «Хроника блокады» – именно продолжение, а не копирование традиций Шостаковича. Это взгляд на блокаду человека уже следующего поколения.

Сергей Прокофьев (1891-1953)
«На страже мира», оратория для солиста, чтеца, смешанного хора, хора мальчиков и симфонического оркестра на слова Самуила Маршака, соч. 124 (1950)
Первая восстановленная авторская редакция, первое исполнение.

Состав солистов будет объявлен позднее.

О замысле сочинения, посвященного теме мира, которую он считал важной, композитор впервые стал упоминать осенью 1949 г. В это время из-за болезни он решительно изменил свой режим, чтобы полностью сосредоточиться на быстрейшем осуществлении задуманного. «Исполнением мечты» назвал Прокофьев в одном из писем жене, направленных из больницы зимой 1950 года, возможность приступить к работе над ораторией. Тексты для этого произведения специально создал Самуил Маршак.
За ораторию «На страже мира» и сюиту «Зимний костёр» Прокофьеву была присуждена Государственная премия. Сегодня оба произведения относятся к числу самых редко исполняемых партитур композитора, хотя они являются не только жемчужинами ясного и прозрачного русского композиторского письма, но и духовным завещанием Прокофьева последующим поколениям: «Нам не нужна война!». И сегодня это завещание звучит как нельзя более актуально.

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург