Описание
Саксофон, флейта и орган – отнюдь не самое частое сочетание; три этих духовых инструмента, объединённые общей природой звука, обладают не только совершенно разными принципами звукоизвлечения, но, в первую очередь, связаны с рядом различных эстетических контекстов и коннотаций. Сочетание в одной программе романтической и постромантической музыки с барокко позволяет нам оценить их спектр в полной мере.
В XIX веке саксофон не имел того «джазового» амплуа, которое часто определяют его восприятие в наши дни. Изобретённый в 1840 году и получивший большое распространение к концу XIX века, инструмент с его мягким вкрадчивым звучанием отражал дух времени – декоративного, изысканного, красочного. Многие композиторы с восторгом восприняли это изобретение, оценив его как особую звуковую краску в романтической – а следом и импрессионистической – палитре. В оперных партитурах саксофон встречается у таких композиторов, как Гектор Берлиоз, Жюль Массне, Лео Делиб, в оркестровой – у Жоржа Бизе.
Другой не менее популярный инструмент этого времени – поперечная флейта. Обладающая лëгким и ярким «воздушным» тембром и исключительной подвижностью, она стала одним из любимых оркестровых красок эпохи модерна. Разработанный в XIX веке новый тип инструмента – так называемая флейта Бëма, созданная с учётом новых реалий музыкальной практики – отличался особым блеском звука и неисчерпаемыми виртуозными возможностями.
Совсем иным было звучание барочной флейты-траверсо; в музыке К. Ф. Э. Баха мы услышим попытку воссоздать его средствами современного инструмента. В пьесе Гайдна орган перевоплощается в его классицистский «симулякр» – механические флейтовые часы, воспроизводящие готовую записанную пьесу посредством вращающихся валиков, – а пассакалия Генделя заставляет нас вспомнить о благословенных временах, когда орган и клавесин имели общий репертуар и общий «музыкальный лексикон».
Исполнители:
Инна Черепанова (флейта)
Серафима Верхолат (саксофон)
Ирина Розанова (орган)
В программе:
Франц Доплер (1821–1883)
Andante et Rondo, op. 25
Эйтор Вила-Лобос (1887–1959)
Фантазия для саксофона
Марко Энрико Босси (1861–1925)
Piece heroique, op. 128
Рассел Питерсон (род. 1969)
Трио для флейты, саксофона и фортепиано (версия для флейты, саксофона и органа)
Йозеф Гайдн (1732–1809)
Flötenuhr Musik
Карл Филипп Эмануэль Бах (1714–1788)
Концерт ре минор для флейты и струнных, Wq. 22
Un poco andante
Георг Фридрих Гендель (1685–1759)
Пассакалия из Клавирной сюиты № 7 соль минор, HWV 432
В XIX веке саксофон не имел того «джазового» амплуа, которое часто определяют его восприятие в наши дни. Изобретённый в 1840 году и получивший большое распространение к концу XIX века, инструмент с его мягким вкрадчивым звучанием отражал дух времени – декоративного, изысканного, красочного. Многие композиторы с восторгом восприняли это изобретение, оценив его как особую звуковую краску в романтической – а следом и импрессионистической – палитре. В оперных партитурах саксофон встречается у таких композиторов, как Гектор Берлиоз, Жюль Массне, Лео Делиб, в оркестровой – у Жоржа Бизе.
Другой не менее популярный инструмент этого времени – поперечная флейта. Обладающая лëгким и ярким «воздушным» тембром и исключительной подвижностью, она стала одним из любимых оркестровых красок эпохи модерна. Разработанный в XIX веке новый тип инструмента – так называемая флейта Бëма, созданная с учётом новых реалий музыкальной практики – отличался особым блеском звука и неисчерпаемыми виртуозными возможностями.
Совсем иным было звучание барочной флейты-траверсо; в музыке К. Ф. Э. Баха мы услышим попытку воссоздать его средствами современного инструмента. В пьесе Гайдна орган перевоплощается в его классицистский «симулякр» – механические флейтовые часы, воспроизводящие готовую записанную пьесу посредством вращающихся валиков, – а пассакалия Генделя заставляет нас вспомнить о благословенных временах, когда орган и клавесин имели общий репертуар и общий «музыкальный лексикон».
Исполнители:
Инна Черепанова (флейта)
Серафима Верхолат (саксофон)
Ирина Розанова (орган)
В программе:
Франц Доплер (1821–1883)
Andante et Rondo, op. 25
Эйтор Вила-Лобос (1887–1959)
Фантазия для саксофона
Марко Энрико Босси (1861–1925)
Piece heroique, op. 128
Рассел Питерсон (род. 1969)
Трио для флейты, саксофона и фортепиано (версия для флейты, саксофона и органа)
Йозеф Гайдн (1732–1809)
Flötenuhr Musik
Карл Филипп Эмануэль Бах (1714–1788)
Концерт ре минор для флейты и струнных, Wq. 22
Un poco andante
Георг Фридрих Гендель (1685–1759)
Пассакалия из Клавирной сюиты № 7 соль минор, HWV 432