Традиция писать музыку для двух басов восходит ко временам Фрескобальди – для этого состава создавались ричеркары и канцоны, – но наибольшее распространение она получила в XVIII веке. В концерте прозвучат как дуэты, в большей степени задействующие идею и фактуру равноправного диалога двух партий, так и пьесы для солирующей виолончели и континуо (которое в данном случае будет чисто линеарным, без добавления привычных гармонических инструментов). С другой стороны, даже в дуэте равных солистов одна из виолончелей воспринималась в той или иной степени как фундаментальный бас.
В отличие от виолы да гамба, чья судьба плотно связана с Францией и Англией, барочная виолончель ассоциируется с итальянским музыкальным дискурсом: будучи одним из инструментов скрипичного семейства (устроенных, несмотря на кажущееся сходство, принципиально иначе, чем семейство виол), она раскрывает присущие ей стилистические коннотации. Более широкое распространение виолончели, по сравнению с гамбой, в середине XVIII века происходило параллельно экспансии итальянского стиля, который стал преобладать над французским. Итальянские композиторы, чьë творчество пришлось на позднебарочную эпоху – Джоаккино Кокки и Луиджи Боккерини – прозвучат в сегодняшней программе наравне с музыкой их современников Иоганна Генриха Фациуса и Жана-Батиста Бреваля.
Исполнители:
Асия Адиатуллина (барочная виолончель),
Александр Листратов (барочная виолончель)
В программе:
Луиджи Боккерини (1743–1805).
Соната до минор для виолончели и basso continuo, G2:
Adagio – Allegro – Allegretto
Джоаккино Кокки (ок.1720–после 1788)
2 маленьких дуэта для двух виолончелей
Иоганн Генрих Фациус (1759–после 1810)
Дуэт для двух виолончелей ми минор, op. 1
Жан-Батист Бреваль (1753–1823).
Соната для виолончели и баса соль минор в трёх частях.