IN BRIEF
Доктор Живаго – одна из самых красивых и трогательных любовных историй в мире искусства – роман русского писателя Бориса Пастернака, за который он был награжден Нобелевской Премией в области Литературы в 1958 году. В своем невероятно личном и философском романе автор также рассматривает различные аспекты системы и влияние Революции на людей и их социальную девальвацию – темы, которые, конечно очень не приветствовались властями Советского Союза. Поэтому, под давлением, которое было на него оказано, писатель вынужден был отказаться от престижной премии.
После этого его Доктор Живаго оставался запрещенным в Советском Союзе и истинную ценность романа удалось восстановить лишь после социальных изменений 90х. Сейчас у романа огромный успех на Западе, где он был переведен на многие языки. В известной Англо-Американской киноверсии (Режиссер Давид Лин, 1965 г) особенно выделяется история романа Доктора Живаго и Лары. Фильм всколыхнул зрителей и весь киномир, получил 6 Оскаров, 5 Золотых Глобусов и стал культовой классикой.
На сегодняшний момент у романа огромное количество экранизаций и театральных постановок по всему миру, однако, балеты по этой бессмертной классике еще никогда ставились. Эта знаменитая сага, таким образом, впервые появилась на сцене Словенского Национального театра оперы и балета (Любляна) как сюжетный балет, основанный на незабываемой любовной драме и вечном вопросе личной свободы.
Балет поставлен на музыку Дмитрия Шостаковича, известного русского композитора и пианиста, и великой фигуры музыкального мира 20-го века. Композитор, оставивший огромный музыкальный след, по примеру Прокофьева и Стравинского, известен своим тонким объединением музыкальных стилей (неоклассический и пост-романтический). Его великолепная музыка, которая побуждала человечество размышлять над вопросами гуманизма, дополняется некоторыми другими, столь же захватывающими музыкальными произведениями, написанными такими выдающимися композиторами, как Рахманинов, Мясковский, Васкес и Шнитке. Все это привело к слиянию музыки, которая полна резких контрастов и гротеска. Постановка - хореография звезд балета, братьев Иржи и Ото Бубеничеков, которые завершили свою карьеру в Гамбургском балете Джона Ноймайера и балете Semperopera, и с тех пор, создают успешные хореографические постановки на ведущих площадках по всему миру. Оркестром театра дирижирует Марк Гашпершич.
SUMMARY
ACT ONE
Мать маленького Юрия внезапно умирает. Он растет вместе с семьей Громеко: Анной и Александром Громеко, и их дочерью Тоней, его сверстницей и союзником во всех их детских шалостях и их Учителем. Однажды, когда Тоня - теперь довольно молодая леди, - возвращается из Парижа со своей матерью, двое молодых людей становятся ближе. Теперь их чувства друг к другу совершенно иные. Тем не менее, времена не романтичны, на улице ждут восстания угнетенных рабочих, жаждущих лучшего будущего. Один из них - молодой революционер Паша, который охотно распространяет листовки. По дороге к портнихе Лара знакомится с Пашей. К ним также присоединяются мать девочки и ее друг Виктор Комаровский. Амелия Гишард очень хочет удержать его, но богатый джентльмен не проявляет к ней большого интереса. Поскольку она плохо себя чувствует, ее дочь составляет ему компанию в знаменитый ресторан Astoria. Комаровский погружает ее в мир великолепия, развлечений и танцев. Полностью зачарованная молодая и наивная Лара уступает его ухаживаниям.. Бешеные звуки улицы, где демонстрация рабочих объявляет о начале Революции, сменяются звуками гламурной вечеринки. Миры богатой аристократии, захваченной страстью и звуками вальса, и толпа поющих революционеров и Паша с красным флагом в руках моментально переплетаются. Путаница на улице увеличивается, казаки и армия пытаются подавить народное восстание. Насилие растет, многие ранены и молят о помощи. Паша руководит борьбой с солдатами. Молодой доктор Живаго и отец Тони пытаются заботиться о раненых. Паша приходит к Ларе, в которую он влюблен, и просит ее спрятать пистолет, который он нашел на улице. Мать Лары узнает о романе ее дочери с Комаровским и пытается покончить жизнь самоубийством. Комаровский посылает Лару за врачом. Молодая женщина решает выйти замуж за Пашу. Обезумев от ярости, не в силах отговорить ее, Комаровский насилует ее. Это Сочельник, и высшее общество позволяет себе пойти, выпить и поужинать в Sventicky's. Торжество прерывает Лара, которая стреляет в Комаровского из Пашиного пистолета. Паша спешит увести девушку. Лара решает не говорить ему, почему она так поступила.
ACT TWO
Солдаты истощены и опустошены, война затягивается. Паша тоже где-то на фронте, но многие считают, что его убитым. Раненный Юрий в полевом госпитале встречает Лару. Вскоре она решает отправиться на поиски своего мужа, поскольку надеется, что он все еще жив. Юрий возвращается в Москву, где где теперь все иначе, основные комнаты в доме заняты тремя семьями, которые переехали туда с переменами. Юрий встречает своего маленького сына Сашеньку, который родился в его отсутствие. Тоня и Юрий пытаются вернуть свой брак на прежние рельсы и жить вместе с отцом Тони. Но отношения в доме становятся все более напряженными. Члены нового революционного класса не особенно дружелюбны по отношению к бывшим владельцам - буржуа, - поэтому семья решает покинуть Москву. По их отъезду Паша - теперь «красный» комиссар, именующий себя Стрельниковым, - появляется в доме в сопровождении солдат. Живаго и Стрельников начинают довольно напряженный разговор, но последний, наконец, позволяет Юрию и его семье отправиться в свое поместье в Варыкино. Несмотря на счастливую семейную жизнь, мысли Юрия часто обращаются к Ларе. Он идет в библиотеку в Юрятине, где встречает Лару и ее дочь Катеньку. Хоть он и возвращается к своей семье в Варыкино, но понимает, что не может жить без Лары, поэтому возвращается к ней, и они предаются страстной любви. Измученный сомнениями, Живаго вскоре покидает ее и пытается вернуться к Тоне и семье. По пути в Варыкино его захватывают партизаны. Поскольку они отказываются отпустить его, он вынужден разделить с ними судьбу. Однажды он, совершенно измученный, сбегает к Ларе. Они, наконец, снова вместе, живут с дочкой Лары в поместье Громеко в Варыкино. Их счастье вскоре разрушает Комаровский. Сумасшедший и все еще безумно влюбленный в Лару, он пытается разделить их, но они выгоняют его из дома. Тем не менее, Лара обеспокоена сомнениями и плохими предчувствиями. Вскоре Комаровский снова появляется, на этот раз в сопровождении солдат. Он предупреждает Лару, что она находится в большой опасности. Понимая, что он больше никогда их не увидит, Юрий отправляет Лару и Катеньку с Комаровским. Живаго остался один в сказочном, но жутко холодном доме в Варыкино. Он сидит на полу, и вся его жизнь – с людьми, которых он любил, - проносится перед его глазами. На мгновение он видит Лару, но когда пытается дотянуться до нее, его сердце останавливается…