Органный концерт «Да будет свет»
6 +

Органный концерт «Да будет свет»

Описание

И. Пахельбель, Д. Букстехуде, И.С. Бах, А.Г. Риттер, С. Франк, Т. Дюбуа

Лауреат международных конкурсов
ЛИЛИЯ ЯКУШЕВА
(орган, Москва)

Концерт московской органистки Лилии Якушевой откроется пьесой Т. Дюбуа «Да будет свет». Дюбуа - французский органист, композитор и педагог. B Парижской консерватории он занимался y A. Mармонтеля (фортепиано), P. Базена (гармония), Ф. Бенуа (орган) и A. Tома (композиция). B 1861 году Дюбуа получил Pимскую премию за кантату «Aтала». C 1863 года был капельмейстером церкви Cент-Kлотильд, c 1869 - xopовым дирижёром, а в 1877-1896 гг. - органистом церкви Mадлен (преемник K. Cен-Cанса) в Париже. C 1871 года Дюбуа  - профессор Парижской консерватории по классу гармонии, затем композиции, а в 1896-1905 гг. - её директор. Дюбуа был выдающимся органистом и даровитым композитором. Cреди его многочисленных произведений (оперы, симфонические сочинения, струнные квартеты, хоры, пьесы для фортепиано, церковная музыка, песни и др.) выделяются симфоническая поэма «Aдонис», оркестровые сюиты и, в особенности, оратория «Потерянный рай» (премия г. Парижа, 1878 г.). Дюбуа написал «Учебник гармонии, контрапункта и фуги» («Traites d'harmonie, de contrepoint et de fugue», P., 1901 г.). Органистка Хельга Шауэрте записала альбом органных пьес Дюбуа, под её редакцией вышли три тома его сочинений для органа.

Пахельбель написал 6 чакон для органа. Самая популярная из них - чакона ре минор. Её особенностью является 8-тактная остинатная (повторяющаяся) тема в партии педали. 16 вариаций на неё удивляют изобретательностью развития. По ряду структурных и мелодических деталей, сочинение приближается к знаменитой Пассакалии И.С. Баха.

Прелюдия и фуга ля минор - одно из самых развёрнутых и эмоционально насыщенных произведений для органа у Баха, обладающее ярким виртуозным началом. Его Фантазия соль мажор («Pièce d’orgue») - пьеса во французском духе, с токкатообразными разделами, обрамляющими пятиголосное фугато.

В наследии Д. Букстехуде ведущую роль занимают свободные композиции - Прелюдии (Токкаты, Преамбулы), по музыкальному строению и языку схожие с сочинениями южноевропейских мастеров, прежде всего Дж. Фрескобальди и И.Я. Фробергера.

Выдающийся французский композитор бельгийского происхождения С. Франк применял в своих сочинениях принцип «сквозного развития», основанный на использовании нескольких тем, развивающихся из одной и проводимых во всех частях. Их объединение в финале сочинения придаёт структуре устойчивость и законченность. Три хорала для органа справедливо называют «духовным завещанием» композитора. Хорал № 2 си минор принято связывать с образом Бога-сына.

А.Г. Риттер - автор четырёх Сонат для органа, и его, наряду с Ф. Мендельсоном, принято считать создателем этого музыкального жанра. Необыкновенно разнообразные сочинения ярко и непосредственно передают романтический дух эпохи. В отличие от Сонат Мендельсона, произведения Риттера не делятся на части, а представляют собой развёрнутые монолитные пьесы, чаще драматичного характера. Концерт завершит Соната № 2 ми минор.

Программа концерта:
Теодор Дюбуа (1837-1924)
«Fiat Lux» («Да будет свет»)
Иоганн Пахельбель (1653-1706)
Чакона ре минор, PОР 14
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543  
Фантазия соль мажор, BWV 572
Дитрих Букстехуде (1637-1707)
Прелюдия ми минор, BuxWV 143 
Сезар Франк (1822-1890)
Хорал си минор, FWV 39
Август Готтфрид Риттер (1811-1885)
Соната № 2 ми минор, op.19

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург