Концерт «Что случилось с Бабой Ягой»
6 +

Концерт «Что случилось с Бабой Ягой»

Актёры/Исполнители
Государственный Академический Симфонический оркестр
Описание

Абонемент № 1, концерт № 1
«Что случилось с Бабой Ягой?»

А. К. Лядов (1855 – 1914)
«Баба-Яга», картинка к русской народной сказке для большого оркестра, op. 56 (1904)

И. В. Цеслюкевич (1955 – 2015)
«Бабьи мечты» для чтеца и симфонического оркестра (2007)

В. В. Раннев (р. 1970)
«К лесу задом, ко мне передом» для детского голоса и оркестра (2007)

М. П. Мусоргский (1839 – 1881)
«Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с выставки» (1874)

Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр
Дирижер Анатолий Рыбалко
Ведущий Георгий Чижов

Чтец – специальный гость
Александра Борисова, артистка Музыкального театра детей «Радуга» под управлением Марины Ланда и Сергея Васильева

В ближайшее воскресенье во дворце Белосельских-Белозерских вся детская общественность попытается ответить на один из самых важных вопросов всех времен: что случилось с Бабой Ягой?

Все помнят бабушку по текстам русских народных сказок, по бесчисленным мультфильмам, по бессмертному образу, созданному в кино Георгием Милляром. Музыканты, конечно, не могли остаться в стороне и предложили свои версии этого персонажа.

Что же случилось с Бабой Ягой с точки зрения композиторов? Судя по версии Анатолия Лядова, автора нашумевшей музыкальной картины, посвященной самой знаменитой бабушке русского фольклора «...Баба-Яга вышла во двор, свистнула, — перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба-Яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает... Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья хрустели...»

Живописно, ничего не скажешь. Яркие образы, неожиданные музыкальные краски. Картина маслом. Так и видишь: бабушка полетела.

Ступа, помело, пест, стремительный полет – все это прекрасно. А как же душа, богатый внутренний мир, переживания (есть этого противного Ивашку, или наоборот – помочь ему, Яга ведь персонаж сложный противоречивый, потому и держится в топ-10 русских сказочных героев уже столько веков)?

Психологический портрет героини еще в 2007 году попытались набросать участники проекта “День рождения Бабы Яги”. Тогда, первого апреля в Капелле прозвучали самые разные сочинения, два из которых вошли и в нашу программу.

«Бабьи мечты» Ирины Цеслюкевич рисуют образ проникновенный, полный жизни и эмоций. В качестве текста использованы «русские народные междометия и известные афоризмы Бабы-Яги». Вот они, охи, вздохи, причитания и присказки, которых не было в традиционном образе Анатоля Лядова!

О следующем сочинении рассказывает сам автор, Владимир Раннев:

«Да, был еще детский проект, организованный Союзом композиторов – музыка на тему «День рождения Бабы-Яги». Когда мне Ольга Андреевна Петрова предложила в нем поучаствовать, буквально на следующий день я был в гостях у моей подруги, художницы Натальи Першиной-Якиманской. Я застал ее за занятиями с шестилетней дочкой Марфой. Они рисовали историю про жужелицу, которая превратилась в Бабу-ягу. Это был невероятно красивый детский абсурд, но полный взрослого смысла. Я попросил маму собрать все эти подписи к рисункам в текст, и сделал на него пьесу для девочки и оркестра».

В 2010 году именно с этой пьесой Владимир Раннев победил в ежегодном конкурсе на соискание премии Джанни Бергамо в области классической музыки (Gianni Bergamo Classic Music Award), который проводится в швейцарском городе Лугано. Так наша Баба Яга стала лауреатом в далекой Швейцарии.

Как бы то ни было, рамки, заданные персонажу традицией следует соблюдать, поэтому закончится концерт знаменитой «Избушкой на курьих ножках» из «Картинок с выставки» Модеста Мусоргского: «Ее начало живописует стремительный полет Бабы-Яги на помеле: широкие скачки, чередующиеся с паузами, переходят в неудержимое движение. Средний эпизод — в более камерном звучании — наполнен таинственными шорохами, настороженными звучаниями. Оригинальна оркестровка: на фоне непрерывных тремолирующих звуков флейт тему Бабы-Яги, состоящую из кратких попевок и сформированную еще в первом разделе, интонируют фагот и контрабасы. Потом она появляется у тубы и низких струнных в сопровождении тремоло и пиццикато струнных, отдельных аккордов челесты, в то время, как у арфы звучит ее измененный вариант. Необычные краски придают особый оттенок колдовства, волшбы. И снова стремительный полет».

Разобраться в тонкостях психологии Бабы Яги юным слушателям и родителям помогут музыканты Санкт-Петербургского академического симфонического оркестра под управлением Анатолия Рыбалко, ведущий концерта Георгий Чижов и специальный гость – Александра Борисова, артистка Музыкального театра детей «Радуга» под управлением Марины Ланда и Сергея Васильева.

Так что, что, что же случилось с Бабой Ягой?!
Судя по всему, она – почти как Карлсон! – улетела. Но обещала вернуться.
Милая, милая!

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург