Совершить органное путешествие через века от Баха до Глазунова приглашает петербургская органистка Полина Курдюкова.
Трио-соната – новый органный жанр, созданный Иоганном Себастьяном Бахом для обучения сына Вильгельма Фридемана, прославившегося не только на композиторском поприще, но ставшего знаменитым органистом. Георг Бём известен своим влиянием на творчество Баха и является признанным основоположником хоральной партиты – сочинения, состоящего из нескольких вариаций на мелодию хорала. Музыка Бёма замечательна тем, что она написана в «фантастическом стиле», основанном на импровизации. Феликс Мендельсон-Бартольди – видный композитор-романтик и блестящий органист, возродивший музыку Баха, в своем органном творчестве писал в тех же жанрах, что и его гениальный предшественник. Центр органной вселенной Мендельсона — цикл из шести сонат. В сонатах нет строго регламентированного количества частей, они состоят из многообразных жанров, в числе которых прелюдия и фуга, фантазия, обработки хоралов. Цикл из трех хоралов для большого органа главы французской романтической школы Сезара Франка и по сей день вызывает непреходящий интерес у исследователей органной культуры. Есть мнение, что три хорала символизируют Святую Троицу. Есть и версия, соответствующая жизни Иисуса: Рождество-Смерть-Воскресенье. Созданные в конце жизни, Три хорала стали символическим завещанием композитора. Они никак не связаны с каноническими церковными песнопениями, а представляют собой развернутые и захватывающие романтические поэмы, масштабные по своей форме и замыслу.
Величайший мелодист, не знающий равных в музыке кино, Микаэл Таривердиев писал и в академическом формате, а его любимым инструментом, как и у Баха, был орган. Второй концерт для органа «Полифоническая тетрадь» был создан в 1987 году. Здесь композитор точно следует канонам барочного концерта, которые удивительно органично сочетаются с современным языком высказывания. Известно ли вам, что создатель «Раймонды», успешный глава Санкт-Петербургской консерватории Александр Глазунов, писал для Короля инструментов? Органное творчество Александра Глазунова неразрывно связано с французской традицией, но в то же время перекликается с баховскими принципами.
От Баха до Глазунова – не пропустите уникальную органную прогулку!
Программа:
Георг Бём (1661–1733) Прелюдия и фуга до мажор
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Трио-соната соль мажор BWV 530 I часть
Прелюдия и фуга до мажор BWV 547
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната №3 ля мажор op.65
Сезар Франк (1822–1890) Хорал №3 для органа ля минор FWV 40
Александр Глазунов (1865–1936) Прелюдия и фуга ре минор для органа op. 98
Микаэл Таривердиев (1931–1996) Basso ostinato из Концерта для органа №2
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Полина Курдюкова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет