• Описание
  • Отзывы
  • Афиша
  • 12 +

    Опера «Боярыня Морозова»/ «Boyarina Morozova»

    Описание

    Русская хоровая опера в двух частях для четырех солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных (концертное исполнение)
    Возрастная категория 12+

    Исполняется на русском языке (сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках).

    Музыка Родиона Щедрина
    Либретто композитора на основе текстов из «Жития протопопа Аввакума» и «Жития боярыни Морозовой»

    Премьера: 30 октября 2006 года, Большой зал Московской консерватории
    Премьера в Мариинском театре: 22 июня 2014 года

    В творчестве Родиона Щедрина жанр оперы длительное время находился на периферии, композитор обращался к нему изредка, с интервалом в 10–15 лет. Лишь в XXI веке, создав сразу три оперы – «Очарованный странник» (2002), «Боярыня Морозова» (2006) и «Левша» (2012–2013), Щедрин выдвинулся в первый ряд современных оперных композиторов. Это произошло, конечно, не только за счет количества, но прежде всего благодаря художественному значению этих сочинений. В своих операх Щедрин обращается к вечным и важнейшим русским вопросам: о смысле человеческого существования, о жизни, ее ценности и цене, о душе и вере, о России, ее народе и властях, ее радостях и бедах. «Боярыня Морозова» (полное название «Житие и страждание боярыни Морозовой и сестры ее княгини Урусовой») – русская хоровая опера в двух частях для четырех солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных. Либретто написано самим Щедриным на основе «Жития боярыни Морозовой, княгини Урусовой и Марии Даниловой», «Жития протопопа Аввакума», писем Аввакума к своим духовным дочерям Морозовой и Урусовой и его же «Слова плачевного о трех исповедницах». Идея этой оперы обдумывалась Щедриным многие годы, но ключ к воплощению замысла, по его собственному признанию, был найден лишь тогда, когда определилось хоровое наклонение оперы (что повлекло, в свою очередь, отказ от оркестра). Щедрин прочитывает жития XVII века как русские Страсти, и потому закономерна возникающая ассоциация с выдающимися образцами жанра – «Страстями» И. С. Баха. Близость заключается прежде всего в трактовке хора как соучастника действия (произносящего злые и жестокие слова царя Алексея Михайловича и других, не поименованных в опере гонителей героинь) и как комментатора, свидетеля, жалеющего бедных страдалиц.

    Можно провести параллель и с другим знаменитым произведением – картиной Василия Сурикова «Боярыня Морозова» (1887), долгие годы бывшей в русском искусстве единственным откликом на эту трагическую историю. Как и в опере, у Сурикова соучастником события является весь народ: и любопытствующие, и глумящиеся над боярыней, и сочувствующие ей.

    Но в воплощении образа главной героини, знаменитой раскольницы Феодосии Морозовой, Щедрин независим – и от интерпретации художника, и от того портрета, который создан в житийной повести и в произведениях Аввакума. Морозова у Сурикова – это несокрушимый дух и фанатичная вера. Описание боярыни Аввакумом сродни поэзии: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны, и кидаешься ты на врагов аки лев». В «Житии» образ Морозовой наиболее многогранен: она предстает и как святая, и как обычный человек, даже испытывает страх («Феодора же вмале ужасшися, разуме, яко мучители идут…»). Щедрин же высвечивает лишь главные черты ее образа: мужество, стойкость в вере и любовь, нежность к сестре и сыну. Опера «Боярыня Морозова» со времени своей премьеры в октябре 2006 года в Большом зале Московской консерватории еще не получила сценического воплощения. Одна из возможных причин – отчетливо ораториальная природа сочинения, требующая особого, нетрадиционного режиссерского подхода. Вряд ли «Боярыню Морозову» ждет в будущем легкая сценическая судьба, но нет сомнения в том, что это произведение уже сейчас может считаться одной из лучших опер начала XXI века.
    Владимир Горячих

    Главный хормейстер – Андрей Петренко
    Ответственный концертмейстер – Леонид Золотарев

    Музыкальные материалы предоставлены SCHOTT MUSIC GmbH & Co (Германия).


    Russian choral opera in two parts for four soloists, mixed chorus, trumpet, kettledrums and percussion (concert performance)
    Age category 12+

    Performed in Russian (the performance will have synchronised Russian and English supertitles).

    Music by Rodion Shchedrin
    Libretto by the composer after texts from The Life of the Archpriest Avvakum and The Life of Boyarina Morozova

    Premiere: 30 October 2006, The Great Hall of the Moscow Conservatoire
    Premiere at the Mariinsky Theatre: 22 June 2014

    In Rodion Shchedrin’s biography, the genre of opera was long on the peripheries, the composer but rarely turning to it – at intervals of ten to fifteen years. It was only in the 21st century when he produced three operas – The Enchanted Wanderer (2002), Boyarina Morozova (2006) and The Lefthander (2012–2013) – that Shchedrin came to the forefront of contemporary opera composers. This occurred, of course, not just because of the quantity of works but, first and foremost, because of the artistic merits of these opuses. In his operas, Shchedrin turns to “eternal” themes important for Russia: the meaning of human existence, life, its values and worth, the soul and faith, Russia, its people and the authorities, its fortunes and its misfortunes.

    Boyarina Morozova (the full title is The Life and Sufferings of Boyarina Morozova and Her Sister Princess Urusova) is a “Russian choral opera in two parts for four soloists, mixed chorus, trumpet, kettledrums and percussion.” The libretto was written by Shchedrin himself after The Life of Boyarina Morozova, Princess Urusova and Maria Danilova, The Hagiography of the Archpriest Avvakum, the letters of Avvakum to his parishioners Morozova and Urusova and his Lament for Three Confessors. Shchedrin considered the concept of this opera for many years, though as he himself admits the key to its embodiment came only when the opera’s choral slant became defined (which, in turn, led to a rejection of the orchestra).

    Shchedrin sees the 17th century Hagiography as Russia’s Passions, and thus there is a logical association with the most outstanding examples of that genre – such as Johann Sebastian Bach’s Passions. The similarities lie first and foremost in the use of the chorus as a co-participant in the action (repeating the evil and cruel words of Tsar Alexei Mikhailovich and other persecutors of the heroines not mentioned in the opera) and as a commentator and witness that pities the poor victims. A parallel may be drawn with another famous work – Vasily Surikov’s painting Boyarina Morozova (1887), for many years the only response in Russian art to this tragic story. As in the opera, in Surikov’s painting all the people are co-participants in the event – the curious, those triumphing over the boyarina and those pitying her. But in his depiction of the image of the female protagonist, the famous Old Believer Feodosia Morozova, Shchedrin remains independent – both from the artist’s interpretation and from the portrait drawn in the tale and the works of Avvakum. With Surikov this is depicted as adamantine spirit and fanatical belief. Avvakum’s description of the boyarina is like poetry: “Your fingers are delicate, your eyes blaze with lightning and you attack your enemies like a lion.” The image of Morozova is most multifaceted in the Hagiography: she appears as a saint as well as a normal person, even experiencing fear (“Feodosia was terrified to understand that the torturers were coming...”). Shchedrin himself selects only the main features of her character: courage, resolution in faith and love and tenderness for her sister and son. Since its premiere in October 2006 at the Great Hall of the Moscow Conservatoire the opera Boyarina Morozova has yet to be staged as a production. One possible reason is the distinctly oratorical nature of the work which demands a highly particular and radical directing approach. It is unlikely that Boyarina Morozova can expect an easy future on the stage, but there is no doubt that this work may already be considered one of the finest operas of the early 21st century.
    Vladimir Goryachikh

    Principal Chorus Master: Andrei Petrenko
    Musical Preparation: Leonid Zolotarev

    Musical materials provided by SCHOTT MUSIC GmbH & Co (Germany).

    0 отзывов
    Оставить отзыв
    Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
    Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
    Афиша
    Все мероприятия
    Есть билеты
    • Июнь (1 мероприятие )
    15
    Июня
    Суббота
    17:00
    Мариинский театр Концертный зал Мариинского театра
    в наличии более 100 билетов
    Купить билет
    билеты по 600 - 1800
    Показать ещё
    Выберите для продолжения оформления заказа
    Выберите город Санкт-Петербург