Описание
Эта программа целиком строится на жанрах, в основе которых лежит basso ostinato (многократного повторения в нижнем голосе мелодико-ритмической фигуры) и позволяет проследить их эволюцию. Здесь пьесы композиторов XX века сопоставляются с одним из наиболее известных сочинений Иоганна Себастьяна Баха — Чаконой из ре-минорной партиты для скрипки соло BWV 1004; это масштабное, виртуозное произведение со сложной фактурой прозвучит на концерте в транскрипции для органа.
В XX веке происходит новое обращение к барочным формам. С одной стороны, они привлекают внимание композиторов к историческим методам письма, возвращая к идее главенства полифонии над гомофонным складом, с другой – наполняются новым содержанием, порой радикально переосмысливаются. Вариации на basso ostinato стали плодотворной почвой для этого переопределения: упорный, неуклонно повторяющийся бас создавал мощный образ замкнутости, неотвратимости и неотступности – образ, вполне типичный для эпохи победившего технологического прогресса и общественно-политических катастроф. Композиционное ядро этой программы составляют три пассакалии XX века: Basso ostinato Олега Янченко из его Второго концерта для органа, прелюдия и фуга Александра Гедике и пассакалия Христофора Кушнарёва.
Исполнитель:
Егор Колесов (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Чакона из Партиты для скрипки № 2 ре минор, BWV 1004 (транскрипция для органа М. Келлера)
Александр Гедике (1877–1957)
Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, op. 34 № 2
Михаил Старокадомский (1901–1954)
Пассакалия
Георгий Мушель (1909–1989)
Токката
Олег Янченко (1939–2002)
Ostinato
Христофор Кушнарёв (1890–1960)
Пассакалия и фуга фа-диез минор
В XX веке происходит новое обращение к барочным формам. С одной стороны, они привлекают внимание композиторов к историческим методам письма, возвращая к идее главенства полифонии над гомофонным складом, с другой – наполняются новым содержанием, порой радикально переосмысливаются. Вариации на basso ostinato стали плодотворной почвой для этого переопределения: упорный, неуклонно повторяющийся бас создавал мощный образ замкнутости, неотвратимости и неотступности – образ, вполне типичный для эпохи победившего технологического прогресса и общественно-политических катастроф. Композиционное ядро этой программы составляют три пассакалии XX века: Basso ostinato Олега Янченко из его Второго концерта для органа, прелюдия и фуга Александра Гедике и пассакалия Христофора Кушнарёва.
Исполнитель:
Егор Колесов (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Чакона из Партиты для скрипки № 2 ре минор, BWV 1004 (транскрипция для органа М. Келлера)
Александр Гедике (1877–1957)
Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, op. 34 № 2
Михаил Старокадомский (1901–1954)
Пассакалия
Георгий Мушель (1909–1989)
Токката
Олег Янченко (1939–2002)
Ostinato
Христофор Кушнарёв (1890–1960)
Пассакалия и фуга фа-диез минор