Спектакль «Баня»
16 +

Спектакль «Баня»

Продолжительность
2 ч 00 мин
Режиссёр
Николай Рощин
Н.Рощин
Автор
В.Маяковский
Описание

«Баня» 2017 года построена капитально. Музыка Ивана Волкова — хромающий джазец с тубой и похоронным привкусом — изумительно вплетается в действие, а то и дирижирует им. Исторические костюмы Екатерины Коптяевой — словно ожившие музейные экспонаты. Технические фокусы — все к месту: кресло начальника катается само собой, телефонный провод растягивается на неправдоподобную длину, фрагменты Новой сцены лихо уезжают то в подвал, то в потолок.
Ольга Комок, «Деловой Петербург»

Пустое черное пространство Новой сцены с ее феноменальной способностью к трансформации заполняется постепенно образами мейерхольдовского театра с его прозодеждой, цирком, трагическим карнавалом, канцелярскими столами, братскими могилами и черными дырами будущего. Сцена то и дело грозит обрушиться вниз, открывает под собой все новые и новые провалы, из которых поднимаются будущие жертвы революционных экспериментов и триумфальных побед.
Алёна Карась, «Российская газета»

Размашистый метод постановки поэт бы наверняка одобрил: здесь и страсть, и кураж, и мегаломания Маяковского (разве что фирменная «средневековая» мрачность Рощина категорически чужда первоисточнику).
Вадим Рутковский, блог coolconnactions

Утопическую «драму с цирком и фейерверком» Маяковского Николай Рощин трансформирует в антиутопию в цирковом ритме. Впечатляющая машинерия Новой сцены — «кубик-рубика» выезжающих и проваливающихся платформ — прекрасно подходит для сложных пространственных задач без лишних декораций.
Тамара Ларина, ИА Regnum

Для главного режиссера Александринского театра  Николая Рощина это не первое обращение к Маяковскому –– ранее режиссер ставил «Мистерию-Буфф» в Центре имени Вс. Мейерхольда в Москве (совместная постановка ЦИМа и международного фестиваля «PASSAGE», Франция). А вот в репертуаре Александринского театра «Баня» появилась впервые.

«Баня» писалась Маяковским для ГосТИМа и по заказу Мейерхольда. Выступая в 1929 году на обсуждении «Бани» Мейерхольд дал пьесе очень высокую оценку, сравнив ее с произведениями Мольера, Пушкина, Гоголя: «эта пьеса –– крупнейшее событие в истории русского театра, это величайшее событие, и нужно, прежде всего, приветствовать поэта Маяковского, который ухитрился дать нам образец прозы, сделанный с таким же мастерством, как и стихи... Конечно, Маяковский начинает собой новую эпоху».  На вопрос, почему пьеса называется «Баня», сам Маяковский отвечал двояко. Первый вариант: «Баня моет (просто стирает) бюрократов» –– остался определением простодушного и прямолинейного «обличительного» восприятия пьесы. Второй –– «Потому что это единственное, что там не попадается».

Маяковский  определил жанр «Бани» как сатирическая пьеса с цирком и фейерверком. Сатирический посыл спектакля Рощина лишен конкретики, определенных и легко считываемых социальных или бытовых деталей. Он едва ли привязан к какому-то времени и имеет очевидный макабрический оттенок. Однако, совершенно не случайно режиссер начинает спектакль с хода, который максимально приближает пьесу, написанную в конце 20-х к нашему времени –– с художественной приемки спектакля, интермедии с худсоветом и непонятным и непринятым художником.

Над спектаклем работали также композитор ––  Иван Волков и хореограф –– Владимир Варнава.

В спектакле заняты: заслуженный артист России Виталий Коваленко, Степан Балакшин, Дмитрий Белов, Елена Вожакина, Виктория Воробьева, Василиса Денисова, Иван Ефремов, Тихон Жизневский, Александр Лушин, Дмитрий Лысенков, Сергей Мардарь, Андрей Матюков, Игорь Мосюк, Виктор Шуралев, Александр Поламишев, Ефим Роднев, Анна Селедец, Полина Теплякова, Алиса Шидловская, а также музыканты и актёры Дмитрий Зотин, Дарья Малюшенкова, Игорь Ушаков.

Спектакль идёт без антракта. 

Рецензия от bileter.ru

В работе над очередным спектаклем режиссер Николай Рощин вновь обратился к творчеству Маяковского: его пьеса «Баня» стала главным лейтмотивом постановки. Однако Рощин не был бы собой, если бы не насытил спектакль другими мотивами и сюжетами Маяковского «под завязку». В результате появилось нечто феерическое, постановка, которая объясняет и делает понятным, в чем неоспоримый гений Маяковского и за что его так ценил сам Мейерхольд. Билеты на спектакль «Баня» Александринского театра позволят даже людям, незнакомым с творчеством Маяковского или не принимающим его, восхититься грандиозностью его поэтического стиля и необычной сатирической наполненности его произведений.

 

Будучи верен себе, Маяковский остался оригиналом и в создании пьесы «Баня», выбрав для нее прозаический язык с массой отсылок, аллюзий и тонок подмеченных бытовых деталей. Можно было бы предположить, что пьеса, столь актуальная в 20е годы, едва ли будет понята сто лет спустя. Но режиссер совместно с композитормо Иваном Волковым и хореографом Владимиром Варнавой создали на сцене Александринки некое вневременное шоу, в котором на первый план выносится главное — проблема бюрократии, вечная проблема, которая существует в России уже много столетий. Бюрократы выживают при любом политическом строе, превращая общество в уродливую карикатуру на самое себя. И именно острый язык Маяковского и меткий взгляд режиссера Рощина позволяют открыть это уродство во всей его гротескной неприглядности и, что самое страшное, правдоподобности.

 

Поможет ли «Баня» Александринки «отмыть» или «выстирать» бюрократию — вопрос риторический. Но каждый зритель, стремящийся попасть в театр, чтобы получить пищу для празмышлений, просто обязан купить билет на спектакль «Баня», тем более, что в нем задействованы великолепные артисты, звезды петербургской сцены и кино. А проще всего билеты в Александринский театр можно купить на нашем сайте.

 

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург