И. Пахельбель, Н. Брунс, И.К. Фоглер, И.С. Бах,
И.Л. Кребс, О. Раванелло, Л. Вьерн
Регина Каменщикова
(орган, Санкт-Петербург)
Программа петербургской органистки Регины Каменщиковой включает в себя сочинения старинных мастеров XVII-XVIII веков, а также два произведения композиторов рубежа XIX-XX веков - О. Раванелло и Л. Вьерна.
Н. Брунс был учеником Д. Букстехуде, он прославился как органист и скрипач. Известны лишь несколько его сочинений для органа, которые говорят о выдающемся композиторском даре. Импровизационная и импульсивная Прелюдия ми минор, открывающая концерт, создана в жанре «stylus fantasticus». И. Пахельбелем написаны шесть чакон, которые демонстрируют искусное владение композитором вариационной формой. Их темы очень мелодичны, музыкальный язык отличается ясностью и прозрачностью фактуры, а противосложения обладают рельефностью графики. Прозвучит Чакона фа минор.
И.К. Фоглер - немецкий органист и композитор, ученик И.С. Баха. Известны только три его сочинения - хоральные обработки для органа, среди которых выделяется «Страдания, боль и смерть Иисуса». И.Л. Кребс - немецкий композитор, лютнист и органист эпохи барокко. Он также был учеником Баха, продолжил линию позднего барокко и традиционной немецкой полифонии. Органное наследие Кребса насчитывает сотни произведений, их манускрипты хранятся в Берлинской библиотеке.
Прозвучит драматичная Прелюдия и фуга до минор Баха. Фуга была написана в Веймаре около 1716 года, а прелюдия в Лейпциге в 1730 году, затем они были объединены композитором в единый цикл. Хоральные органные обработки Баха - это камерный жанр, в котором он раскрывает мир лирических образов - возвышенно-созерцательных и интимно-скорбных. Будет исполнен хорал «Я взываю к Тебе, Господь Иисус Христос» из «Органной книжечки», звучащий в кинофильме «Солярис».
О. Раванелло - итальянский органист и композитор. Значительной частью музыкальной жизни Венеции 1890-х годов было его тесное сотрудничество с композитором М.Э. Босси и руководителя певческой школы Л. Перози. Они устраивали своеобразные «дуэли органистов» - состязания в импровизации на двух органах Собора святого Марка. С 1898 года Раванелло работал в Падуе, возглавляя капеллу Собора святого Антония, а в 1912-1938 гг. был руководителем Института музыки имени Ч. Поллини. Раванелло оставил значительное количество органных сочинений. Прозвучит «Молитва», op.50.
Перу Л. Вьерна принадлежат шесть Симфоний для органа и несколько циклов пьес, в которых проявляется его стиль: стремление к монотематизму, острые хроматические гармонии и обилие диссонансов, владение техникой контрапункта и колористической палитрой. «24 пьесы в фантастическом стиле» были написаны композитором в 1926-1927 годах. Будут исполнены «Вечерняя звезда» и «На Рейне».
Программа концерта:
Николаус Брунс (1665-1697)
Прелюдия ми минор (большая)
Иоганн Пахельбель (1653-1706)
Чакона фа минор, POP 16
Хоральная прелюдия «Vom Himmel hoch, da komm ich her»
(«С небес высоких сошел я сюда»)
Иоганн Каспар Фоглер (1696-1765)
Хоральная прелюдия «Jesu Leiden, Pein und Tod» («Страдания, боль и смерть Иисуса»)
Иоганн Людвиг Кребс (1713-1780)
Хоральная прелюдия «Ach Gott! Erhor mein Seufzen» («Боже! Услышь мой вздох»)
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Прелюдия и фуга до минор, BWV 546
Хоральная обработка «Ich ruf` zu Dir, Herr Jesu Christ» («Я взываю к тебе,
Господь Иисус Христос»), BWV 639 из цикла «Органная книжечка»
Оресте Раванелло (1871-1938)
Молитва, ор.50
Луи Вьерн (1870-1937)
«Вечерняя звезда» и «На Рейне»
из цикла «24 фантастические пьесы», 3 тетрадь, op.54