Д. Букстехуде, И.Н. Ханфф, И.С. Бах, Ф. Мендельсон,
Й.Г. фон Райнбергер, Г.А. Меркель
Лауреат международных конкурсов
ЕЛИЗАВЕТА АНДРЕЕВА
(орган, Москва)
Концерт московской органистки Елизаветы Андреевой откроет Прелюдия ре мажор Д. Букстехуде. Композитор был центральной фигурой в музыкальной жизни Любека второй половины XVII века. Его слава как органиста распространялась далеко за пределы города и всего северонемецкого региона. Есть предположение, что в 1705 году Бах пешком преодолел путь из Арнштадта в Любек, чтобы послушать импровизации Букстехуде на органе. В его наследии ведущую роль занимают свободные композиции - Прелюдии (токкаты, преамбулы), по музыкальному строению и языку схожие с сочинениями южноевропейских мастеров, прежде всего Дж. Фрескобальди и И.Я. Фробергера.
И.Н. Ханфф был северонемецким органистом и композитором эпохи барокко, он работал у епископа Любека. Его композиторский стиль нравился знаменитому Букстехуде. Известно, что находясь в Гамбурге, Ханфф в течение четырёх лет преподавал клавесин и композицию молодому Иоганну Маттезону - будущему композитору, теоретику и историку музыки. Сохранилось несколько сочинений Ханффа для органа - это 6-7 хоральных обработок. Будет исполнена одна из них - «Помилуй меня, Господи Боже».
В последние годы жизни И.С. Бах работал над переработкой ряда больших хоралов, сочиненных, вероятно, в веймар-кётенский период. Они были объединены в цикл «18 Лейпцигских хоральных обработок». В них проявилось совершенное контрапунктическое письмо композитора. Будут исполнены три обработки «Приди, язычников Спаситель», по церковному календарю относящиеся к периоду Адвента - времени размышлений о прошедшем и ожидания Рождества. Пассакалия и фуга до минор - известное сочинение, в котором гений Баха проявился в полную силу. В вариациях на повторяющуюся (остинатную) тему разворачивается картина шествия с трагедийными эпизодами и торжественным апофеозом-прояснением в конце.
Выдающийся композитор Ф. Мендельсон в течение всей жизни пропагандировал творчество Баха. Он был одним из первых исполнителей, познакомивших французскую и английскую публику с сочинениями великого композитора. В своём творчестве Мендельсон использовал богатый опыт немецкой органной школы, привнося в него лирико-романтические черты. Прозвучит Хорал и вариация на тему «Стремлюсь я душою к блаженному концу».
Имя Й.Г. фон Райнбергера неразрывно связано с творческой жизнью Мюнхена второй половины XIX века. Последователь Ф. Мендельсона-Бартольди и Баха, Райнбергер был весьма плодовитым композитором. Он приобрёл известность, прежде всего благодаря своему органному творчеству: 20-ти Сонатам для органа соло, двум Концертам для органа и оркестра, и камерным сочинениям для органа и разных инструментов. Музыка Райнбергера поражает красотой контрапунктических линий, мелодической щедростью и изобретательностью, совершенством инструментальной формы. В программе концерта несколько миниатюр мастера.
Г.А. Меркель - выдающаяся фигура немецкой романтической органной музыки, ученик Р. Шумана и К.Г. Райсигера. В его композиторском наследии девять органных Сонат, Первая из которых написана для двух органистов (op.30), и несколько десятков органных миниатюр (некоторые из них - на темы протестантских гимнов). В этих работах можно заметить влияние Мендельсона и Райнбергера. В заключение концерта прозвучат две части из Сонаты № 8 Меркеля.
Программа концерта:
Дитрих Букстехуде (1637-1707)
Прелюдия ре мажор, BuxWV 139
Иоганн Николаус Ханфф (1663-1711)
Хоральная обработка «Erbarm dich mein, o Herre Gott» («Помилуй меня, Господи Боже»)
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Пассакалия и фуга до минор, BWV 582
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)
Хорал и вариация «Herzlich tut mich verlangen» («Стремлюсь я душою к блаженному концу»)
Иоганн Себастьян Бах
Три хоральные обработки «Nun komm, der Heiden Heiland» («Приди, язычников Спаситель»), BWV 659-661 из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок»
Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839-1901)
Монологи, op.162, №1, 2
Густав Адольф Меркель (1827-1885)
Интродукция и пассакалия из Сонаты № 8 си минор, op.178