Органный концерт «Божественная сила музыки»
6 +

Органный концерт «Божественная сила музыки»

Описание

Д. Букстехуде, И.Н. Ханфф, И.С. Бах, Ф. Мендельсон,

Й.Г. фон Райнбергер, Г.А. Меркель

Лауреат международных конкурсов

ЕЛИЗАВЕТА АНДРЕЕВА

(орган, Москва)

Концерт московской органистки Елизаветы Андреевой откроет Прелюдия ре мажор Д. Букстехуде. Композитор был центральной фигурой в музыкальной жизни Любека второй половины XVII века. Его слава как органиста распространялась далеко за пределы города и всего северонемецкого региона. Есть предположение, что в 1705 году Бах пешком преодолел путь из Арнштадта в Любек, чтобы послушать импровизации Букстехуде на органе. В его наследии ведущую роль занимают свободные композиции - Прелюдии (токкаты, преамбулы), по музыкальному строению и языку схожие с сочинениями южноевропейских мастеров, прежде всего Дж. Фрескобальди и И.Я. Фробергера.

И.Н. Ханфф был северонемецким органистом и композитором эпохи барокко, он работал у епископа Любека. Его композиторский стиль нравился знаменитому Букстехуде. Известно, что находясь в Гамбурге, Ханфф в течение четырёх лет преподавал клавесин и композицию молодому Иоганну Маттезону - будущему композитору, теоретику и историку музыки. Сохранилось несколько сочинений Ханффа для органа - это 6-7 хоральных обработок. Будет исполнена одна из них - «Помилуй меня, Господи Боже».

В последние годы жизни И.С. Бах работал над переработкой ряда больших хоралов, сочиненных, вероятно, в веймар-кётенский период. Они были объединены в цикл «18 Лейпцигских хоральных обработок».  В них проявилось совершенное контрапунктическое письмо композитора. Будут исполнены три обработки «Приди, язычников Спаситель», по церковному календарю относящиеся к периоду Адвента - времени размышлений о прошедшем и ожидания Рождества. Пассакалия и фуга до минор - известное сочинение, в котором гений Баха проявился в полную силу. В вариациях на повторяющуюся (остинатную) тему разворачивается картина шествия с трагедийными эпизодами и торжественным апофеозом-прояснением в конце.

Выдающийся композитор Ф. Мендельсон в течение всей жизни пропагандировал творчество Баха. Он был одним из первых исполнителей, познакомивших французскую и английскую публику с сочинениями великого композитора. В своём творчестве Мендельсон использовал богатый опыт немецкой органной школы, привнося в него лирико-романтические черты. Прозвучит Хорал и вариация на тему «Стремлюсь я душою к блаженному концу».

Имя Й.Г. фон Райнбергера неразрывно связано с творческой жизнью Мюнхена второй половины XIX века. Последователь Ф. Мендельсона-Бартольди и Баха, Райнбергер был весьма плодовитым композитором. Он приобрёл известность, прежде всего благодаря своему органному творчеству: 20-ти Сонатам для органа соло, двум Концертам для органа и оркестра, и камерным сочинениям для органа и разных инструментов. Музыка Райнбергера поражает красотой контрапунктических линий, мелодической щедростью и изобретательностью, совершенством инструментальной формы. В программе концерта несколько миниатюр мастера.

Г.А. Меркель - выдающаяся фигура немецкой романтической органной музыки, ученик Р. Шумана и К.Г. Райсигера. В его композиторском наследии девять органных Сонат, Первая из которых написана для двух органистов (op.30), и несколько десятков органных миниатюр (некоторые из них - на темы протестантских гимнов). В этих работах можно заметить влияние Мендельсона и Райнбергера. В заключение концерта прозвучат две части из Сонаты № 8 Меркеля.

Программа концерта:

Дитрих Букстехуде (1637-1707)

Прелюдия ре мажор, BuxWV 139

Иоганн Николаус Ханфф (1663-1711)

Хоральная обработка «Erbarm dich mein, o Herre Gott» («Помилуй меня, Господи Боже»)

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Пассакалия и фуга до минор, BWV 582

Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)

Хорал и вариация «Herzlich tut mich verlangen» («Стремлюсь я душою к блаженному концу»)

Иоганн Себастьян Бах

Три хоральные обработки «Nun komm, der Heiden Heiland» («Приди, язычников Спаситель»), BWV 659-661 из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок»

Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839-1901)

Монологи, op.162, №1, 2

Густав Адольф Меркель (1827-1885)

Интродукция и пассакалия из Сонаты № 8 си минор, op.178

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург