Органный концерт «Блестящее Барокко»
6 +

Органный концерт «Блестящее Барокко»

Описание

Г. Пёрселл, Г.Ф. Гендель, А. Марчелло, А. Вивальди, И.С. Бах

Лауреат международных конкурсов

НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВА

(орган, Санкт-Петербург)

В программе концерта петербургской органистки Натальи Михайловой - сочинения выдающихся композиторов Англии, Германии и Италии эпохи барокко.

Г.Ф. Гендель родился в Германии в один год с И.С. Бахом и Д. Скарлатти. Получив музыкальное образование в Италии, он переселился в Лондон и впоследствии стал английским подданным. Его дарование особенно ярко проявилось в операх и ораториях, написанных преимущественно на библейские и исторические сюжеты. Хоровое письмо Генделя имеет героически-возвышенный стиль, музыка лишена напыщенности и манерности. Концерт начнётся с величественной Увертюры к оратории «Самсон».

Ч.Дж. Стэнли - английский композитор и органист эпохи позднего барокко. Его блестящая игра на органе и клавесине в лондонской церкви Темпл привлекала многих музыкантов, в том числе Генделя. Будучи почти слепым, Стэнли имел замечательную память, которая помогала ему сочинять музыку и дирижировать ораториями Генделя. Композитору достаточно было услышать новое сочинение только один раз, чтобы выучить его.

Адажио из Концерта для гобоя с оркестром итальянского композитора А. Марчелло - одно из популярных сочинений композитора, которое было переложено Бахом для клавира соло.

Прозвучат Вариации на тему Генделя «Lascia ch`io pianga» Ю. Риддерволд-Линдемана. Эта тема - знаменитая ария Альмирены из оперы «Ринальдо», в которой героиня оплакивает свою судьбу.

Творчество Г. Пёрселла ознаменовало расцвет английской композиторской школы. В программе концерта два известных сочинения этого композитора, переложенные для органа: Плач Дидоны из оперы «Дидона и Эней» и Рондо из Музыки к драме «Абделазар, или Месть мавра». Опера «Дидона и Эней» считается лучшим сочинением в английской музыкальной культуре конца XVII-XVIII столетий. В основу сюжета оперы положена любовная история мифических персонажей - троянского героя Энея и царицы Карфагена Дидоны. Эней вынужден покинуть Дидону, которая не видит жизни без возлюбленного и решается умереть. Перед тем, как броситься в огонь, она просит амуров осыпать её могилу лепестками благоухающих роз, бархатистыми, нежными, но постепенно умирающими - такими же, как её любящее сердце. Именно об этом она поет в своей знаменитой арии «Когда меня положат в землю» («When I am laid in Earth»), носящей название «Плач Дидоны». Пьесу «Абделазар, или Месть мавра» написала Афра Бен, первая профессиональная английская писательница. Г. Пёрселл сочинил к ней музыку - цикл из девяти частей. В дальнейшем Б. Бриттен использовал тему Рондо (второй части цикла) в своём «Путеводителе по оркестру для юных слушателей».

Адажио соль минор для струнных инструментов и органа, известное как «Адажио Альбинони» - музыкальное произведение Ремо Джадзотто (впервые опубликовано в 1958 году). Джадзотто - итальянский композитор и музыковед. По его утверждению, пьеса представляет собой реконструкцию, основанную на фрагменте из музыки Альбинони, найденном им в 1945 году на развалинах разрушенной при бомбардировке Дрездена Саксонской земельной библиотеки. Так как пьеса, с точки зрения критики, стилистически отличается от произведений барокко вообще и Альбинони в частности, сочинение в целом является безусловной мистификацией Джадзотто.

Концерт ля минор - это переложенное Бахом для органа оркестровое произведение А. Вивальди. В нём крайние «зажигательные» разделы контрастируют с лиричным средним. Концерт был написан в Веймарский период, когда композитор был увлечён итальянской музыкой - творчеством Корелли, Вивальди, Альбинони. Он является подлинным образцом баховского блестящего концертного стиля.

Программа концерта:

Георг Фридрих Гендель (1685-1759)

Увертюра к оратории «Самсон», HWV 57

Чарльз Джон Стэнли (1712-1786)

Волюнтари ре минор, ор.5, № 8

Алессандро Марчелло (1669-1747) - Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Адажио из Концерта для гобоя с оркестром ре минор S.Z799, BWV 974/2

Юст Риддерволд-Линдеман (1822-1894)

Вариации на тему Генделя «Lascia ch`io pianga» («Дай мне слезами выплакать горе»)

Генри Пёрселл (1659-1695)

Плач Дидоны из оперы «Дидона и Эней»

(переложение для органа Бенджамина Ригетти)

Ремо Джадзотто (1910-1998)

Адажио на тему Т. Альбинони

Генри Пёрселл

Рондо из Музыки к драме «Абделазар, или Месть мавра», ZT 684

(переложение для органа Эммануэля Леграна)

Антонио Вивальди (1678-1741) - Иоганн Себастьян Бах

Концерт ля минор, BWV 593:

Tempo giusto - Adagio - Allegro

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург