25-28 июля 2019 года на Новой сцене Александринского театра пройдет второй международный фестиваль «Acousmonium», посвященный одному из наиболее важных музыкальных жанров ХХ века и новой музыки – акусматике. Зародившись во Франции в конце 40х, в 1974 эта музыка приобрела собственный инструмент – acousmonium, спроектированный и разработанный французским композитором, одним из пионеров в области конкретной и акусматической музыки, Франсуа Бейлем (François Bayle) и его единомышленниками из парижской Группы музыкальных исследований «Groupe de Recherches Musicale».
В этом году фестиваль пройдет на оригинальной многоканальной звуковой системе «Акусмониум», привезенной из GRM. Команда специалистов во главе с директором GRM Франсуа Бонне представит большую программу, состоящую как из классики жанра (Пьер Шеффер, Бернар Пармеджани), так и из произведений современных композиторов, свои работы исполнят композиторы Францис Домон и Жиль Рако. Глава Бельгийской ассоциации электроакустики Тодор Тодоров познакомит с музыкальными экспериментами участников его ассоциации и исполнит свои новые работы, постоянные со-кураторы Даниэль Теруджи и Томас Горбах проведут теоретические и практические занятия, к ним присоединятся молодые представители российской акусматики.
Куратор: Антон Яхонтов aka Patrick K.-H. (Россия/ Австрия)
Программа:
25 июля / четверг / Открытие фестиваля
- Концерт – с 19:30 до 22:00 (Новая сцена)
Вступительное слово: Daniel Teruggi – «От звука к музыке: вклад musique concrète».
Произведения в исполнении современных композиторов GRM:
Pierre Schaeffer, «Cinq études de bruits» (1948).
Bernard Parmegiani, «L’œil écoute» (1970).
Luc Ferrari, «Presque rien avec filles» (1989).
Ivo Malec, «Turpituda», from «Triola, ou symphonie pour moi-même» (1978).
В пятницу, субботу и воскресенье композиторы, звуковые художники и сотрудники GRM – Philippe Dao, Jules Négrier и Emmanuel Richier – проведут мастер-классы по техникам исполнения на Акусмониуме. На воркшоп будет отобраны 2 команды – 10 человек активных участников, которые смогут принять участие в последнем дне концерта фестиваля 28 июля, и группа слушателей.
26 июля / пятница
- Концерт – с 19:30 до 22:00 (Новая сцена)
Daniel Teruggi, «Etéréa», первая часть SPHÆRA (1985), «Gira, Gira» (2001), «Turbulences» (2012).
Patrick K.-H. aka Антон Яхонтов, «The Dead Score» (2016).
François Bonnet, «Erosions» (2018).
Todor Todoroff, «Matières» (2003), «Rupture d’équilibre» (1997), «Voices Part II» – Distant Voices (1999).
Roeland Luytens, «Helena» (2014) – в исполнении Тодора Тодорова.
27 июля / суббота
- С 16:00 до 19:00 (Медиацентр)
Сеансы 8-канальных композиций от «Галереи плавающего звука» и артист-токи с участниками: François Bonnet, Todor Todoroff, Рушания Низамутдинова.
- Концерт – с 19:30 до 21:30 (Новая сцена)
Francis Dhomont, «Phonurgie» (1998), «Vol d’arondes» (2001).
Gilles Racot, «Chronomorphoses» (2002-2006).
Thomas Gorbach, «Four Variations with ribbed sounds» (2014), «Shots & Curls» (2018-19).
Pierre Schaeffer, «Variations sur une flûte mexicaine» (1949) – в исполнении музыкантов GRM.
Armando Balice, Black Garden (2019) – в исполнении музыкантов GRM.
28 июля / воскресенье
- С 16:00 до 19:00 (Медиацентр)
Сеансы 8-канальных композиций от «Галереи плавающего звука» и артист-токи с участниками: Francis Dhomont, Gilles Racot, Thomas Gorbach.
- Концерт – с 19:30 до 21:30 (Новая сцена)
Beatriz Ferreyra, «Médisances» (1968-69) – в исполнении музыкантов GRM.
Benjamin Thigpen, «dissolution» (2018) – в исполнении музыкантов GRM.
Рушания Низамутдинова, «Immersion» (2013-18), «Navigator» (2018).
Дмитрий Шубин, (trans) form (2019).
Андрей Бундин, Smartphony.io, (2019).
В концерте будут задействованы участники мастер-классов на системе Акусмониум.