ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА
Посвящается Евгению Светланову
СВЕТЛАНОВ
Симфоническая поэма «Калина Красная»
РАХМАНИНОВ
Концерт для фортепиано с оркестром №4
Солистка – Наталия ТРУЛЛЬ
СВИРИДОВ
«Патетическая оратория»
21 сентября Государственная академическая Капелла Санкт-Петербурга открывает концертный сезон концертом, посвященным 90-летию со дня рождения Евгения Федоровича Светланова. В симфонической поэме «Калина красная» перед слушателями откроется композиторское дарование великого русского дирижера. В концерте прозвучит «Патетическая оратория» Георгия Свиридова и Четвертый фортепианный концерт Сергея Рахманинова в исполнении великолепной российской пианистки Наталии Трулль, профессора Московской государственной консерватории, заслуженной артистки России.
Евгений Федорович Светланов (1928–2002) – выдающееся явление в музыкальной культуре XX века. Он внес значительный вклад в развитие отечественной музыки не только как дирижер, но и как композитор. Его перу принадлежит множество самых разнообразных сочинений: симфонических и камерных, инструментальных и вокальных. Симфоническую поэму «Калина красная» Евгений Светланов создал в 1975 году, вскоре после смерти Василия Шукшина, переосмысливая впечатления от одноименного фильма. Сам Светланов писал о своей поэме: «Преждевременная смерть художника всколыхнула все виденное в «Калине», все прочитанное в его рассказах. Результатом явилась одноименная симфоническая поэма. С моей точки зрения, Шукшин – художник, который обогнал свое время».
Четвертый концерт для фортепиано с оркестром был завершен Сергеем Рахманиновым уже в эмиграции. Его премьера состоялась в Филадельфии 18 марта 1927 в исполнении автора под управлением Леопольда Стоковского. Основное настроение Концерта – «торжественный трагизм». Трагическое мироощущение композитора связано не только с неутихающей тоской по покинутой России, не только с близящейся мировой катастрофой – оно продиктовано поисками своего места в меняющемся мире. В 1941 году Рахманинов радикально переработал Четвертый концерт.
В ярком, сильном, новаторском произведении Свиридова «Патетическая оратория» началась новая жизнь одного из величайших советских поэтов - Владимира Маяковского. Литературную канву оратории композитор создал сам, используя фрагменты из поэмы Маяковского «Хорошо!» и ряд стихотворений. Свиридов открывает для музыки творчество Владимира Маяковского, чьи произведения считались почти не поддающимися переводу на музыкальный язык. В 1960 году оратория была удостоена Ленинской премии. Сценические черты, заложенные в этом произведении, вскоре привлекли к нему внимание театра. Впервые на сцене «Патетическая оратория» была поставлена в Новосибирском академическом театре оперы и балета в 1961 году.