МЕНДЕЛЬСОН
Концерт для скрипки с оркестром ми минор, соч. 64
Солист – Илья ЗАК-КОНОВАЛОВ
МОЦАРТ
Реквием для хора и оркестра, KV 626
Два потрясающих шедевра, каждый из которых по праву считается одним из величайших сочинений в своем жанре, прозвучат в концерте Хора и Симфонического оркестра Капеллы – Реквием Моцарта и Скрипичный концерт Мендельсона. В этот вечер на сцену Капеллы выйдет знаменитый скрипач Илья Зак-Коновалов, концертмейстер Израильского филармонического оркестра под управлением Зубина Меты, профессор Тель-Авивского университеа.
Скрипичные сочинения в творчестве Феликса Мендельсона единичны. Первоклассный пианист, он преимущественное внимание отдавал фортепиано. Концерт для скрипки ми минор, впервые исполненный в 1845 году – выдающееся произведение, постоянно входящее в репертуаре всех скрипачей мира, выдерживая сравнение с лучшими сочинениями этого жанра – скрипичными концертами Бетховена, Брамса, Чайковского. В скрипичном концерте Мендельсон с блеском проявил лучшие черты своего дарования: простоту и искренность, богатый мелодизм. Жанр концерта определил масштабы композиции, эмоциональную насыщенность, виртуозность скрипичного стиля. Первое исполнение состоялось в 1845 году.
В июле 1791 года Моцарта навестил незнакомец, одетый во все черное. «Черный человек» заказал Реквием, причем композитор должен был сочинять его анонимно. Моцарт, чье здоровье в то время резко ухудшилось, не мог избавиться от мысли, что заупокойную мессу он пишет для самого себя: «Я продолжаю писать, ибо сочинение музыки утомляет меня меньше, нежели бездействие… Надо послушно склониться перед волей Провидения. Итак, я заканчиваю свою погребальную песнь. Я не вправе оставить ее незавершенной». 5 декабря 1791 года Моцарта не стало. После смерти композитора Реквием был закончен его учеником Францом Ксавером Зюсмайером. Яркой и величественной оркестровкой Реквиема мы также практически полностью обязаны Зюсмайеру. В своем Реквиеме Моцарт запечатлел всю глубину страданий и горя утраты. Величавые, полные глубокого драматизма и сурового эпического пафоса хоры чередуются с нежными, лирическими просветленными эпизодами. Реквием Моцарта – вдохновенный гимн Господу, одно из величайших творений человеческого гения.
Илья Зак-Коновалов обучался музыке в родном Новосибирске, затем продолжил обучение в Венской Академии музыки. Когда Илье было всего двадцать лет, он выиграл конкурс на место концертмейстера Израильского Филармонического Оркестра под управлением Зубина Меты. Кроме того, в течение пяти лет Илья являлся приглашенным концертмейстером оркестра Мариинского театра. Он выступал во многих странах мира, сотрудничал с такими коллективами, как «Виртуозы Москвы», «Musica Viva», Академическая капелла Санкт-Петербурга, Израильский Филармонический Оркестр, оркестры Нидерландов, Израиля, Швейцарии. Илья Зак-Коновалов выступал с такими звездами мирового уровня, как Зубин Мета, Юрий Башмет, Максим Венгеров, Дора Швацберг, Миша Майский, Александр Рудин и другие. Илья Зак-Коновалов играет на скрипке Страдивари 1732 года.