БЕТХОВЕН
Концерт для фортепиано с оркестром № 5, соч. 73
Солист – Аркадий ЦЕНЦИПЕР
Симфония № 3 ми-бемоль мажор «Героическая», соч. 55
Великолепный вечер музыки Бетховена ждет слушателей в Капелле 2 марта. Прозвучат популярнейшие произведения великого композитора, наполненные необыкновенной мощью и героическим пафосом: Пятый фортепианный концерт и Третья «Героическая» симфония. В концерте Симфонического оркестра Капеллы Санкт-Петербурга принимает участие пианист Аркадий Ценципер - профессор Дрезденской Высшей школы музыки им. К.-М. фон Вебера, декан фортепианного факультета.
Пятый концерт создавался Бетховеном в эпоху наполеоновских войн, когда французские войска вторглись в Австрию. Премьера прошла с большим успехом, вызвав энтузиазм публики. Музыка концерта отличается героическим пафосом и виртуозным размахом сольной партии фортепиано. В ней отражены патриотические движения тех бурных, тревожных лет. Но Бетховен не пытается натуралистически воссоздать картину сражений. Отзвуки битв переведены в обобщенный показ борьбы, героики свершений, богатства духовного мира деятельной, мужественной личности.
Героическая симфония, открывающая центральный период творчества Бетховена и одновременно целую эпоху в развитии европейского симфонизма, рождалась в самое тяжелое время в жизни композитора. В октябре 1802 года 32-летний Бетховен, полный творческих сил и замыслов, первый виртуоз Вены, узнал, что его ждет неизбежная глухота. Он нашел спасение в своем искусстве, воплотив величественный замысел Третьей симфонии — не похожей ни на одну из существовавших до тех пор. «Она является каким-то чудом даже среди произведений Бетховена, - писал Ромен Роллан. - Эта симфония являет собою один из великих дней музыки. Она открывает собою эру». Третья симфония изначально была посвящена Наполеону. Но когда Бетховен узнал, что Бонапарт объявил себя императором, он пришел в ярость и разорвал заглавный лист с посвящением.