Фокин Валерий Владимирович
Возраст
73
Дата рождения
28 Февраля 1946
Место рождения:
Москва
Фокин Валерий Владимирович
Купить билеты
Биография

Родился 28 февраля 1946 года в Москве.

Русский театральный режиссер, педагог.
Заслуженный артист РСФСР (12.06.1984).
Народный артист РФ (29.01.1996).
Заслуженный деятель искусств Польши (1979).

По окончании Московского художественного училища «Памяти 1905 года» работал художником-декоратором в московских театрах, оформлял спектакли в любительской студии Дома культуры им. Зуева.
В 1970 году окончил Театральное училище им. Б.В. Щукина (курс Б.Е. Захавы и М.Р. Тер-Захаровой).

С 1970 по 1985 годы – режиссер Московского театра «Современник». За неполные 15 лет Фокин выпустил 15 спектаклей, настолько разных, словно их ставили разные режиссеры. «Он рожден осколочным, бесстильным театральным временем, – писала критика, – которое дало отдельные спектакли, но не театры, не направления».
Знакомству с творчеством Е. Гротовского, поразившим режиссера «высочайшей самоуглубленностью и самораскрытием, когда исчезали все признаки театра как игры», обязаны его спектакли на Малой сцене театра «И пойду, и пойду!..» Ф.М.Достоевского (1976) и «ситуации на темы Гамлета» У. Шекспира: из 200 этюдов для представления Фокин выбрал 10 (состоялось два показа, 1978). Параллельно с работой в «Современнике» Фокин ставил спектакли в других московских театрах и на телевидении.

С 1985 по 1991 годы возглавлял Московский театр им. М.Н. Ермоловой. Первый же спектакль «Говори…» А.М. Буравского по мотивам «Районных будней» В.В. Овечкина вернул зрителя в зал. «Аскетичный, но предельно выверенный режиссерски» спектакль стал одним из тех, с которыми на сцену театра пришли перестройка и гласность. В «Последнем посетителе» В. Дозорцева (1986), как и в предыдущей постановке, краски были суровы, сценические метафоры скупы и емки. В иной стилистике решались «Спортивные сцены 1981 года» Э.С. Радзинского (1987), «эпатирующее, громкое, откровенно театральное – до балаганности – зрелище». Эти постановки составили своеобразный триптих: объектом исследования в «Говори…» стала судьба страны, деградация власти; в «Последнем посетителе» – судьба отдельного человека, девальвация совести; в «Спортивных сценах 1981 года» – жизнь номенклатурной элиты, обесценивание морали.

Попыткой ответить на вопрос: есть ли у революции иной путь, кроме террора, стал спектакль «Второй год свободы» по пьесе Буравского «Набережная Робеспьера», написанной по документам Великой французской революции (1988). Постановка «Приглашение на казнь» (1989; новая редакция, 1990) – своеобразный перевод Набокова на язык сцены. В Театральном центре им. Ермоловой поставил «Бесноватую» Н.Ю. Климонтовича (1991). Вскоре Фокин перешел в «Творческие мастерские» СТД РСФСР.

В 1975-1979 годах преподавал в ГИТИСе, в 1993-1994 годах - в высшей Краковской театральной школе (Польша) и Токийском театре «Тоэн» (Япония). Вел мастер-класс на европейских режиссерских курсах в Испании, Швеции, Болгарии.
С 1988 года – председатель Комиссии по творческому наследию В.Э. Мейерхольда.

С 1991 года до сентября 2011 года – художественный руководитель и генеральный директор Творческого центра им. Вс. Мейерхольда, с сентября 2011 года является Президентом ЦИМ. В 1999 году решением Правительства Москвы ЦИМ становится государственным унитарным предприятием. Занимается собственными проектами, собирая для очередной работы новую команду артистов.

С 2003 года — художественный руководитель и директор Александринского театра в Санкт-Петербурге.
Фокин много работает за рубежом, ставил спектакли в Польше, Венгрии, Германии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США.
В 2006 году вошел в Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.
В 2012 году стал Председателем Гильдии театральных режиссеров России.

Репертуар
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург