Мартон Николай Сергеевич
Карьера
Возраст
85
Дата рождения
10 Сентября 1934
Место рождения:
Мотыжин
Мартон Николай Сергеевич
Купить билеты
Биография

После окончания в 1958 году Киевского театрального института имени Карпенко-Карого Николай Мартон работал в Крымском русском драматическом театре им. М. Горького, где за 4 сезона сыграл более 20 ролей. Среди его работ того периода можно назвать Германа («Таня» А. Арбузова, 1958 г.), Ромео («Ромео и Джульетта» В.Шекспира, 1959 г.), Дон Жуана («Каменный властелин» Л. Украинки, 1961 г.), Акосту («Уриэль Акоста» К. Гуцкова, 1962 г.).

Именно после того, как Леонид Сергеевич Вивьен увидел Уриэля Акосту в исполнении Мартона (Крымский театр приезжал на гастроли в Ленинград), артист в 1962 году получил приглашение поступить в труппу Ленинградского академического театра драмы им. А.С. Пушкина. За годы работы в Александринском театре Николай Мартон сыграл более 90 ролей.

Яркая эмоциональность, музыкальность, выразительность пластики и голоса – вот те черты, благодаря которым Николай Мартон сразу же стал одним из ведущих артистов труппы. Не случайным был успех его первых же работ – Альбер в «Скупом рыцаре» А.С. Пушкина («Маленькие трагедии», 1963) и Фабиано Фабиани в драме Виктора Гюго «Мария Тюдор» (1964). Настоящее признание принесла Николаю Сергеевичу Мартону роль Антуана де Сент-Экзюпери в спектакле по пьесе Л. Малюгина «Жизнь Сент-Экзюпери» (1966). В репертуаре актера было немало очень разных, несхожих меж собой персонажей. Его Вагин в «Детях солнца» М. Горького (1976) – преуспевающий художник, щеголь и фат, для которого искусство – лишь средство выразить себя, возвысится над другими; граф Шабельский в «Иванове» А.П. Чехова (1978) – умный, образованный человек, превратившийся в жалкого нахлебника; стрелочник Эльберт в «Маленьком вокзальчике» Б. Фелона (1984) – маленький человек, выброшенный за борт жизни, но сохранивший романтизм, умеющий находить в такой жестокой жизни поэзию.

О Николае Мартоне, как ни о ком другом можно сказать, что он актер школы представления. Николай Мартон всегда очень четко держит рисунок филигранно проработанной роли, акцентируя внимание зрителей на деталях, подробностях, которые другому могли показаться незначительными, но в его исполнении придают решению образа полноту и объем. Любая из его ролей тщательно пластически выстроена, а отточенному жесту сопутствует выверенность интонации, тембра голоса. Не зря именно его голосом говорят герои большинства радиоспектаклей, Николай Мартон – классик радиотеатра. Но строгость и лаконичность, а вместе с тем и «сделанность» не исключают силы эмоционального воздействия его исполнения.

Среди интереснейших его ролей – Сысой Псоич Рисположенский («Свои люди – сочтемся!» А.Н. Островского, 1990), Чампа («Колпак с бубенчиками» Л. Пиранделло, 1993), Анучкин («Женитьба» Н.В. Гоголя, 1998), Фирс («Вишневый сад» А.П. Чехова, 2001), Земляника («Ревизор» Н.В. Гоголя, 2002). Спектакль Валерия Фокина «Ревизор» был удостоен Государственной премии России. В этом «Ревизоре» зрители не нашли традиционно решенных гоголевских персонажей. Так и герой Николая Мартона предстал в совершенно иной трактовке. Вместо добродушного, смешного и нелепого Земляники на сцене возник жестокий и страшный, в своем желании услужить начальству, выслужиться, человек.

В спектакле Марины Гавриловой «Неизвестный» (2004), музыкально-литературной композиции по драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» Николай Сергеевич сыграл все мужские роли, в том числе Арбенина, Звездича, Неизвестного. По мысли режиссера, главными героями этого спектакля становились ОН и ОНА, Мужчина и Женщина, Судьба и Человек, бросивший вызов судьбе.

В спектакле по роману А. Белого «Петербург» (реж. А. Могучий, 2005) Николай Мартон сыграл сенатора Аполлона Аполлоновича Аблеухова. В его игре виртуозно соединились академическая манера подачи текста с приемами площадного балаганного представления. Мгновенная смена масок – и из вершителя судеб царской России его Аблеухов превращался в нежного, сентиментального отца, беспомощного перед предательством сына. «Роль Аполлона Аполлоновича Аблеухова отдана последнему из могикан Александринской сцены Николаю Мартону. Он образцово держит дворянскую вертикаль и сам кажется частью имперского стиля» (Елена Герусова. Двойной агент // Коммерсантъ. 2.06.2005).

«Кстати, о сенаторе. В исполнении артиста Николая Мартона он грандиозен. Это совершенно гоголевский демонический тип, одновременно напоминающий и об имперском большом стиле театральной игры. Сенатор Аблеухов словно корнями врос в колоссальную вековую чиновничью систему: на его фоне революционеры кажутся лилипутами». (Жанна Зарецкая. Все сходится в точке семейного стола // Вечерний Петербург. 20.05.2005).

В репертуаре артиста также: роль князя Абрезкова в спектакле «Живой труп» Л. Н. Толстого (реж. В. Фокин, 2006), роль Ивана Ивановича Перерепенко в спектакле «Иваны» по «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и другим произведениям Н. В. Гоголя» (реж. А. Могучий, 2007), роль Семена в спектакле «Садоводы» М. Исаева (совместный проект Александринского театра, Формального театра и Русского инженерного театра «АХЕ», 2008), Смерть («Ксения. История любви» В. Леванова, реж. В. Фокин, 2009), роль Ангела-фокусника («Изотов» М. Дурненкова, реж. А. Могучий, 2009), роль царя Миноса («Цари» Х. Кортасара, реж. Е. Сафонова, 2010). В спектакле «Счастье» А. Могучего и К. Филиппова играет роль Деда Тильтиля и Митиль (реж. А. Могучий, 2011).

В 2012 году вместе с режиссером Полиной Неведомской  представили публике новую работу – моноспектакль «Монологи» (с января 2016 года спектакль идет под названием «Лица и роли»), в котором соединили десять монологов известнейших персонажей: от Хлесткова до Светловидова, от Шейлока и мольеровского Гарпагона до Барона в «Скупом рыцаре» А. С. Пушкина, от Сальери до Арбенина и Бориса Годунова, от гоголевской Агафьи Тихоновны до чеховской Мировой души – образы, которые Николаю Мартону не довелось сыграть на большой сцене. Спектакль идет в Царском фойе Александринского театра.

В 2013 году принимал участие в театральном проекте «Невский проспект. Городские этюды», представленном в рамках 7-го Международного театрального фестиваля «Александринский» и на Международном театральном фестивале «Балтийский дом». В 2014 году сыграл роль Нагга в спектакле греческого режиссера Теодороса Терзопулоса по пьесе С. Беккета «Конец игры», в этом же году исполнил роль Неизвестного в спектакле Валерия Фокина «Маскарад. Воспоминания будущего» по драме Михаила Лермонтова «Маскарад» и спектаклю Всеволода Мейерхольда 1917 года.
В спектакле Валерия Фокина 2015 года «Третий выбор» (вторая редакция спектакля «Живой труп») сыграл роль Сергея Дмитриевича Абрезкова. В 2015 году принимал участие в театрализованном представлении на официальном открытии Года литературы в Санкт-Петербурге («Выхожу один я на дорогу», М.Ю. Лермонтов; «Лебединая песня (Калхас)» (фрагмент), А.П. Чехов). В декабре 2015 года исполнил роль Философа в спектакле Марата Гацалова «Новое время» по пьесе Татьяны Рахмановой на Новой сцене Александринского театра. В спектакле Теодороса Терзопулоса «Мамаша Кураж и ее дети» (2017) исполняет роль Рассказчика.

Помимо работы в театре Николай Сергеевич Мартон занят на радио, снимается в кино, на телевидении. Зрителям наверняка запомнились его кинороли в «Интервенции», «Жене, Женечке и Катюше», «Звезде пленительного счастья», «Маленьких трагедиях», его работы в таких телевизионных спектаклях, как «Дети Ванюшина», «Третья верста», «Кюхля».

В 2007 году принимал участие в спектакле-концерте на музыку А. И. Глазунова по драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, посвященном 90-летию легендарного спектакля В.Э. Мейерхольда. Николай Мартон исполнил роль Неизвестного. Творческое сотрудничество с Капеллой продолжилось спектаклем «Пер Гюнт». Николай Сергеевич Мартон стал художественным руководителем постановки – оригинальной музыкально-литературной композиции по драме Генрика Ибсена и сюите Эдварда Грига. Николай Мартон также выступил в роли Пера Гюнта.

В 2006 году Николай Мартон был награжден Орденом Почета.

В 2009 году Николай Мартон награжден специальной премией номинационного совета Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» – «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга».

В 2015 году стал лауреатом ежегодной художественной премии «Петрополь» за многолетнее служение театру и искренность творческого почерка.

В этом же году удостоен Ордена Дружбы за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, средств массовой информации и многолетнюю плодотворную деятельность.

В 2016 году стал лауреатом Высшей российской национальной театральной премии «Золотая маска» за роль Неизвестного в спектакле «Маскарад. Воспоминания будущего» по драме Михаила Лермонтова «Маскарад» и спектаклю Всеволода Мейерхольда 1917 года. 
12 декабря 2016 года стал лауреатом Российской Национальной театральной премии «Золотая маска-2017» в номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». 
В 2017 году награжден Международной премией имени Андрея Толубеева.

Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург