16 +

Спектакль «Ревизор. Версия» (Московский театр «Et Cetera»)

Продолжительность
2 ч 00 мин
Режиссёр
Роберт Стуруа
Автор
Н.В.Гоголь
Актёры/Исполнители
Владимир Скворцов
Наталья Благих
Александр Калягин
Иван Косичкин
Сергей Тонгур
Артём Блинов
Елена Шевченко
Андрей Кондаков
Фёдор Бавтриков
Александр Жоголь
Глеб Данилов
Григорий Старостин
Тимофей Дунаев
Елизавета Рыжих
Гия Гагуа
К.Лоскутов
Описание

К юбилею Александра Калягина в Московском театре «Et Cetera» Роберт Стуруа поставил «Ревизора» Н.В. Гоголя. Калягин сыграл Хлестакова. Хотя у Гоголя – это молодой человек лет двадцати трех, а вот Городничего, «уже постаревшего на службе и очень неглупого по-своему человека» (это тоже указание автора) играет артист  Владимир Скворцов, который намного моложе своего художественного руководителя. 

Это не в первый раз Калягин участвует в таком театральном «перевертыше». В свое время известный  болгарский режиссер Александр Морфов предложил Калягину роль Дон Кихота, хотя до этого ему не один раз предлагали сыграть Санчо Пансу. Но предсказуемость такого решения артиста не устраивала, а попробовать себя в неординарной версии болгарского режиссера, было интересно. И вместе с Владимиром Симоновым, сыгравшим его верного оруженосца, они создали потрясающий актерский дуэт, за который даже получили театральную премию. 

И вот снова версия, теперь уже гоголевского шедевра, в интерпретации выдающегося грузинского режиссера Роберта Стуруа, который даже в название спектакля вывел: «Ревизор. Версия». 

Все мы помним, как Гоголь писал в Михайловское Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или несмешной, но русский, чисто русский анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию». Он действительно написал комедию, по сути, «Ревизор» стал первой пьесой в русской драматургии, лишенной дидактического тона. Но судьба так распорядилась, что Гоголя, который сам себя считал «комическим писателем», называли обличителем, а его пьесу практически всегда  ставили,  как сатиру на общество. 

Какова же версия Стуруа? Анекдот, парадоксальные размышления о современном абсурде, или русская комедия масок? Наверное, и то, и другое, и третье. 

Из рассказа Стуруа: «Когда Роден завершал свою учебу, в качестве своего диплома он выбрал врата. Был такой жанр – такие двери в храм с барельефами. Потом оказалось, что все его будущие скульптуры уже были там, в его ученической работе. Может, не совсем точно такие, но узнаваемые. Как будто эти врата были откровением свыше. У меня что-то похожее с «Ревизором».

Когда я учился в восьмом классе, к нам пришел на исправление новенький, который попал в Москве в плохую компанию. И вот его на год отправили в Тбилиси. Учитель решила обратиться к модному в то время в сумасшедших домах и тюрьмах способу исправления – поставить с нами спектакль, и выбрала для этого «Ревизора». Я играл Городничего, а Хлестакова играл тот самый хулиган. У нас были серьезные репетиции. Но когда мы дошли до третьего акта, стало понятно, что ничего не получится. 

Мне кажется, это один из последних моих спектаклей. Я сейчас каждый год так думаю, и вот возвращаюсь к истокам. Между прочим, я до сих пор помню пьесу наизусть, все тексты Городничего я могу повторить».

Пьесу Стуруа действительно помнит наизусть, может поэтому так легко и мудро он обошелся с текстом, нещадно его сократив, он, тем не менее, сохранил суть, еще важнее, сам гоголевский дух, гоголевскую поэтику. Сюжет «Ревизора», поставленного Стуруа в театре «Et Cetera», универсален, это могло случится где угодно и когда угодно, даже в музыкальном оформлении спектакля, помимо церковных песнопений, звучит джаз.  Георгий Товстоногов называл «Ревизор» одной из самых сложных пьес мировой драматургии. А Роберт Стуруа  признался: это пьеса  сложнее любой пьесы Шекспира.

Режиссер-постановщик - народный артист СССР Роберт Стуруа
Идея художественного оформления  - заслуженный художник РФ Александр Боровский
Художник по костюмам - Анна Нинуа
Ассистенты режиссёра - Тимофей Дунаев, Елена Лукьянчикова
Художник по свету - Андрей Абрамов
Хореография - Константин Мишин
Художники по гриму - заслуженный деятель искусств РФ Николай Максимов, Мария Максимова
Педагог по вокалу - Ирина Мусаелян
Педагог по речи - Валерия Устинова
Звукорежиссеры - Иван Краснов, Артем Моргунов
Помощники режиссера - Ольга Моисеева, Любовь Дмитриева
Суфлер - Татьяна Горячева

В спектакли звучит музыка Гия Канчели, Джузеппе Верди,Франца Шуберта, Дюка Эллингтона, Астора Пьяцолла, Кшиштофа Пендерецкого.

Премьера состоялась 16 мая 2017 года.

Для зрителей старше 16 лет.

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий - заслуженный артист РФ Владимир Скворцов
Анна Андреевна, жена его - заслуженная актриса РФ Наталья Благих
Марья Антоновна, дочь его - Кристина Гагуа
Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ - Иван Косичкин
Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин, судья - Сергей Тонгур
Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений - Артём Блинов
Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер - Евгений Шевченко
Пётр Иванович Добчинский, городской помещик - Андрей Кондаков
Пётр Иванович Бобчинский, городской помещик - Фёдор Бавтриков
Купцы - Александр Жоголь, Глеб Данилов
Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга - народный артист РСФСР Александр Калягин
Осип, его слуга - Григорий Старостин
Христиан Иванович Гибнер - Тимофей Дунаев
Авдотья - Елизавета Рыжих
Хозяин трактира - Кирилл Лоскутов 

Рецензия от bileter.ru

Еще задолго до премьеры очередной версии «Ревизора» театральная публика, знавшая, что в роли Хлестакова в этой «версии» - не 25-летний пылкий юноша, а умудренный опытом и возрастом мэтр театра и кино любимец публики Александр Калягин, несколько напряглась. Представить его в роли прощелыги и жуира, в образе проигравшегося столичного ловеласа и неисправимого лгуна — очень сложно. Однако первые же показы постановки Роберта Стуруа выявили, что Хлестаков может быть и таким — пожилым, немощным, бедным и несчастным, вызывающим не насмешку и  невольное восхищение, а неудержимую жалость. Главное — понять, что это уже не гоголевский «Ревизор», это — спектакль «Ревизор. Версия» театра «Et Cetera», ставший, по сути, бенефисом Александра Калягина и Владимира Скворцова (он играет Городничего). Как примут спектакль петербуржцы, привыкшие к театральным экспериментам, но не всегда приветствующие их — будет видно уже скоро, ну а пока есть смысл заглянуть в театральную кассу и купить билеты в Александринский театр на спектакль «Ревизор. Версия».

Не слишком приоткрывая завесу тайны и сохраняя интригу, скажем лишь, что весь спектакль построен именно на дуэте Калягин-Скворцов. Режиссер намеренно сильно сократил гоголевский текст и урезал присутствие в постановке всех прочих персонажей: их даже невозможно отличить друг от друга, и только по наскоро выпаленным обрывкам фраз мы понимаем, где тут Ляпкин-Тяпкин, а где почтмейстер или попечитель богоугодных заведений. Декораций на сцене минимум — провинциальный город здесь скорее условность, все действие скорее напоминает фантасмагорию — впрочем, в конце так оно и оказывается. Очнувшись от подобия бреда или кошмара, обитатели города лицом к лицу сталкиваются с уже настоящим Ревизором.... А кто его сыграет, пусть пока будет загадкой. Тем интереснее будет, купив билеты на спектакль Роберта Стуруа «Ревизор. Версия», с нетерпением ожидать премьеры в Петербурге.

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург