Мистерия в 2-х действиях
В 1925 году московский театр им. Вахтангова обратился к Михаилу Булгакову с просьбой написать пьесу. Легендарный писатель выполнил заказ и создал, по его словам, «трагическую буффонаду, в которой в форме масок показан ряд дельцов нэпманского пошиба в наши дни в Москве».
Несмотря на то, что действие «Зойкиной квартиры» происходит 80 лет назад, все герои и сюжеты актуальны и в наши дни. Замаскированные дома свиданий, обаятельные альфонсы, содержательницы притонов, подпольные производства под лейблом Made in China – события предстанут перед нами словно не из булгаковского текста, а со страниц современных газет и теленовостей.
«Зойкина квартира» стала предтечей «Мастера и Маргариты» Булгакова: в ней уже фигурирует мотив «нехорошей квартиры» и демонического искусителя. Из этой пьесы выросли герои не только «Мастера и Маргариты», но и другого культового произведения – «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова.
Режиссер Юрий Ядровский уже не первый раз обращается к произведениям Булгакова, и «Зойкина квартира» в его видении – комедийная мистерия, в которой он обращается к истокам булгаковских исследований добра и зла, разрушения человеческих устоев и испытания людей жизненными соблазнами.
Художник-постановщик – Ирина Бируля.
Спектакль идет с одним антрактом.
Прекрасная игра актеров, оригинальные режиссерские решения, замечательная музыка. Спектакль сделан качественно, где в размеренную жизнь обывателей незаметно вмешивается нечистая сила.
Интересное прочтение пьесы Булгакова. Впечатляет сценография - вращающиеся зеркала на черном фоне сцены, создающие и интерьер и в то же время присутствие чего-то потустороннего и зловещего.
Великолепные костюмы персонажей, соответствующие времени. На сцене как всегда блистает Наталья Парашкина, единственная исполнительница главной роли.
Мне понравилось само произведение, поэтому думал, постановка будет на подобии Мастера и Маргариты, которая в этом театре уже была. Отзывы положительные/отрицательные, примерно, были 60/50.
Спектакль и правда затянутый, не динамичный. Игра актеров средняя, никакая. Здесь показалось, что они просто кривляются, а не играют, даже не эмоциональничают жизненно. На таких спектаклях хочется начать что-то жевать, ибо хоть как-то оторвать себя от монотонного действа на сцене. Именно такие постановки заставляют людей думать, что театр - это нечто старомодное, для пожилых и ботаников. Лучше всех играли Мамкаева (горничная) и Елагин (кузен), в принципе, данные артисты в кино и сериалах достаточно уже узнаваемы. Образности героев почти не почувствовалось, особенно самой главной героини в произведении Булгакова. Режиссерская задумка с зеркалами интересная, а так же с большой круглой конструкцией, которая, то опускалась, то поднималась с прикрепленными на нее софитами, но все это капля в море, все равно уныло. Мало эмоциональных моментов, музыкальной драматургии, игры светом. Да, соглашусь, восприятие спектакля с первых рядов и с последних совершенно разное, чем ближе к сцене, тем ты сильнее ощущаешь себя внутри действия, но здесь реально все-таки был слабый спектакль.
Как театр отстает у нас во времени, 2017 год, а постановки как 20-40 лет назад, никаких новшеств, новаторства. Нет никакой живости в большинстве классических постановок. Если быть честным, 60% спектаклей, что я посмотрел в Питере с 2011 по 2014 год были унылыми, не будоражили эмоции, не знобили. Все слабо.
Наметил еще сходить в Балтийский дом на несколько постановок, такие как Анна Каренина, Тарас, Мадам Бовари, Как закалялась сталь, Шерлок Холмс, но уже не знаю, стоит ли тратить деньги и идти. Вроде режиссеры другие. Многие говорят, да я считаю, как бы не был значителен для театральной жизни Питера Балтийский дом, но постановки там средненькие. Что могу посоветовать, если вы собрались все же в этот театр: Чайка, Мастер и Маргарита, Сирано Де Бержерак, Алые паруса. На малой сцене особенно: Женитьба Белугина, Сталин.Ночь, Лерка, Антитела.
Было великолепно.
В "Балтийском доме" ушли после антракта (мы были не одиноки).
Пошлость - это первое и единственное, что приходит на ум.
Как известно, самый удобный противник - тот, кто уже побеждён. Вдвойне безопасно бороться с тем, кто вдобавок умер; такой точно не ответит! Итак, в день рождения Ленина на сцене театра была дана антисоветская пьеса. Почему бы нет? Ленин умер, да и дело его, честно говоря, на ладан дышит.
Прекрасно понимаю, за что запретили "Зойкину квартиру" в советское время. Гораздо удивительнее другое: после снятия запрета её ставят!
Автор пьесы Михаил Афанасьевич Булгаков был идейным врагом Советской власти. Не успев убежать за границу в конце Гражданской войны, он даже не попытался понять новую действительность. Более того, все его произведения были полны критики новых властей. К удивлению и раздражению Михаила Афанасьевича, коммунисты за это не осыпали его горами денег; напротив, его денежные дела никогда не были в порядке. Он, конечно, просил разрешения на эмиграцию, но никто его не выпустил. Это логично: если моську держать при слоне, она реже и тише тявкает. Дополняет портрет писателя многолетняя наркомания. Тот ещё был тип! Огромный литературный талант, впрочем, отрицать невозможно.
"Зойкина квартира" рассказывает о грустной судьбе проходимцев, желающих уехать из СССР. Для отъезда нужны деньги; не желая зарабатывать честным трудом, Зоя Денисовна Пельц открывает под вывеской пошивочной мастерской публичный дом. Последовавшие приключения со стрельбой, поножовщиной, наркотиками и любовным треугольником достойно венчает арест главных героев органами правопорядка. Идея пьесы? Мне не удалось её обнаружить. Может ли считаться идеей маскировка антисоветской риторики весёлой буффонадой?
Актёры играли пристойно. Мне понравились Зоя (Наталья Парашкина), Аметистов (Юрий Елагин) и Алла Вадимовна (Алла Еминцева). Оба китайца сыграны в стиле Эрика Картмана: непродуманно и только на стереотипах. Более того, Херувим на несколько минут выпал даже из такого образа (забыл про акцент).
Сходить можно. Здоровый смех ещё никому не вредил, а сатирические стрелы автора давным-давно летят мимо цели.
"Зойкина квартира" Ура! Я наконец сходила ! Спектакль прекрасен: дом свиданий, любовь, актуальность жизненных тем, интересные декорации, игра актеров!... все на высоте!...Очень понравилось, рекомендую!
Смотрела "Зойкину квартиру" по Булгакову!! Очень понравилось, так необычно, мистически, зловеще, интригующе, эмоционально!! Хоть и не люблю Булгакова, но захотелось прочитать это произведение и ещё раз увидеть спектакль.
"Зойкина квартира " по Булгакову. Божественно ! Восхитительно! Волшебство!
Посмотрели спектакль по М.Булгакову "Зойкина квартира"- отличная постановка, актёры бесподобны, море эмоций.
Интересная постановка. Мне понравилась, хорошо что Булгакова оставили таким какой есть, но придумали отдельные свои фишки.
Спектакль оставил двойственное впечатление, но тут скорей дело в сюжете, а не игре актеров, пьеса эта булгаковская довольно тяжелая для восприятия, попробую снова прочесть, но если даже нет, то Балтийский Дом ставит по классике и общее представление о данном произведении я все же получила, что не может не радовать. Игра актеров, атмосфера, декорации как всегда на высоте!
Зойкина квартира...Булгаков...очень актуально для наших дней ...смотрите ...!!!
Народ, кто любит театр очень советую посетить Балтийский дом и его новую постановку "Зойкина квартира" по товарищу Булгакову. Это комедийная мистерия, в которой в форме масок показан ряд дельцов периода НЭПа в Москве, замаскированные веселые дома, авантюристы, содержательницы притонов, подпольные производства, китайские продавцы опиума и опустившиеся дворяне.
"Зойкину квартиру" считают предтечей "Мастера и Маргариты" в ней фигурирует мотив "нехорошей квартиры" и демонического искусителя. Игра актеров, сюжет и черный юмор- шедевральны, звук/свет так же на уровне. Продолжительность аж 3 часа, но они буквально пролетают:)
М.Булгаков "Зойкина Квартира". Порадовал Балтийский Дом. Тронуло. Ну тема-то вечная . Дом терпимости, публичный дом, весёлый дом, как не назови ,всё об одном. Да и мадам Зоя Денисовна Пельц, ходовая женщина оказалась, после революции, во времена НЭПа не потерялась, а наоборот организовалась ... как смогла. Ну а что из этого вышло, ну...то и вышло))). Постановка Юрия Ядровского. браво!!! Я под большим впечатлением. Очень рекомендую. Получите удовольствие
Несколько слов после спектакля "Зойкина квартира" в рамках проекта "Большие гастроли" в городе Томске.
«Он, гениален!» Вполне согласна с оценкой г-на Обольянинова. Аметистов в исполнении Юрия Елагина гениален. Не решаюсь отнести эту оценку к личности актера и ко всему его творчеству, но то, что актер хорош, то, что играл превосходно - совершенно ответственно заявляю.
Появление Аметистова на сцене в образе безногого попрошайки - гениальный ход. Он сразу создает ситуацию балалагана. А это точное попадание в поэтику Булгакова. И этот комплимент уже в адрес режиссера-постановщика Юрия Ядровского
(увы, ныне покойного).
Замечательно играли многие. Органична, пластична и обворожительна была актриса, игравшая Манюшку.Зойка в исполнении Натальи Парашкиной не столько красавица, сколько умница, "черта", может, в ней и маловато, но типаж Мамаши дан выпукло.
В спектакле «Зойкина квартира» театра «Балтийский дом» можно говорить не только об игре каждого актера, но и о том, как выстроены массовые сцены, как артисты играют тогда, когда у них нет текста, и об ансамбле.
А вот с определением жанра спектакля «мистерия» можно и поспорить. Хотя все сделано, особенно финал в мистическом ключе. И это нагнетание черного- красного цвета, эти мерцающие, как уголья огни - все это создает образ ада, адова пекла. И опять это абсолютно точное выражение особенностей булгаковского хронотопа. Сценография в целом, особенно фурки с музейными видами «нехорошей квартиры» - на Садовой, 10 (этот тот самый знаменитый Дом Эльпит-Рабкомуна, где жила прототип Зойки Пельц) - абсолютно шедевральное явление в этом спектакле. За что низкий поклон художнику Ирине Бируле. Финал, когда квартира рушится, а потом вспыхивает необыкновенной красоты витражная Роза (воплощенный образ недосягаемой Франции, желанного Парижа) - зрелище не забываемое.
Спасибо театру и актерам за спектакль!
А м е т и с т о в. Познакомьте же меня, кузиночка, с гражданином.
З о я. Ты... вы... Павел Федорович, позвольте вас познакомить. Мой кузен Аметист...
А м е т и с т о в. Пардон-пардон. (Обольянинову.) Путинковский, беспартийный, бывший дворянин.
Спасибо Балтийскому Дому за эту постановку! Спасибо актёрам за прекрасную игру!
Про актерскую игру писать много не хочется - на мой взгляд, актёры этого театра всегда на высоте. И молодые актёры и более опытные - все убедительны и располагают к себе. невероятно пластичные, смелые и полные энергии! После спектакля. трудно вспомнить, кто играл лучше всего. Наверное, это и называется командная работа.
Про режиссёрскую работу скажу так:хорошую режиссёрскую работу не должно быть видно. Она должна быть настолько органичной, что должно складываться впечатление, будто бы пьеса идёт сама по себе. Вот и у нас возникло такое впечатление. Из театра ушли с чувством не зря проведённого вечера.
Поздравляю Вас, госпожа соврамши.
1. Во-первых, то что Сергей называет "злободневным юмором" на потребу публики, на самом деле является авторским текстом Булгакова написанным в 1925 году.
Нет в авторском тексте ни крымнаша ни паузы в фамилии Путин.....Ковский. Трижды перепроверил в оригинальном тексте Булгакова. И это - только то что ОСОБЕННО резануло ухо.
Ну а так - если вам нравится пошлость и ужасная режиссерская игра - не нужно заставлять других потреблять низкосортные спектакли. Все же нужно чтобы этот мир стал лучше. А петросянщину Вы можете на ОРТ посмотреть.
Были 5 февраля. Сидели на 16 ряду.
Техническая часть:
Слышно было 80-85% слов. Хотелось прям крикнуть: "Дайте артистам микрофоны!"
Изображения декораций тоже не особо были видны.
Динамика спектакля:
Читать Булгакова намного интереснее, чем смотреть спектакль. Потому как если ты не читал, то возникает вопрос: "что только что произошло, черт возьми?! Зачем это?!"Внезапно начавшая звучать музыка, не в тему, какие-то непонятные вставки.
Зачем фокусы с перевоплощением? Зачем драка китайцев, причем не особо отработанная? Таких вопросов много.
Но то, сколько пошлого, плоского юмора - я не могу передать.
Отв-ра-ти-тель-но! Я ушла после 1 акта. Потому как для меня поток пошлятины и отвратительной режиссуры глубоко неприятен.
Игра актеров:
Сложно оценить их игру. В принципе, достойно. Они не виноваты, что режиссер не смог обработать пьесу, уважая автора.
Взяты билеты на "Мастера и Маргариту". И я очень надеюсь, что это произведение не опошлили до такой степени. Негативный осадок от просмотра данного спектакля до сих пор. Хотя в принципе, я не удивлена. Для меня давно уже Балтийский дом - театр, в который я пойду в 3-ю очередь.
P.S. Дама, сидящая на 15 ряду 5 место, если Вы это читаете, то знайте, что в театре во время действия не принято говорить на весь зал. Соблюдайте рамки приличия!
Я тоже была на спектакле 5 февраля, и поэтому меня поразили отзывы Александры и Сергея. Такое ощущение, что мы были на разных спектаклях, хотя, конечно, сколько людей столько мнений. Во-первых, то что Сергей называет "злободневным юмором" на потребу публики, на самом деле является авторским текстом Булгакова написанным в 1925 году, и то что это звучит сегодня современно, как мне кажется заслуга режиссера. Я не знаю на каком вы сидели месте у меня не было проблем со звуком, а также должна вас расстроить, после антракта зал был по-прежнему полон. И бурные апплодисменты в финале я считаю заслуженной оценкой прекрасной актерской игры. Всем советую посмотреть этот спектакль и составить своё мнение.
Первый факт - в первом акте в гардероб стояла очередь такая, которая бывает не во всех театрах после завершения спектакля. И нет, люди не шли курить - люди уходили с разочарованными комментариями.
Теперь по факту:
1. Ужасный звук. Иногда не слышно (невнятно) что говорят актеры, иногда рвет барабанные перепонки. Впрочем это может быть проблемы конкретнонго места, но были бы все проблемы такого же рода.
2. Ужасный, пошлый, "искрометный" юмор. Хватания за грудь, за задницы, безпричинный показ задов и бедер, глупое хихикание, стоны- все это можно было бы простить если бы это было к месту или сопровождалось игрой актеров. Нет, все это не для нас. Выпустил бы режиссер тогда уж сразу людей с табличкой "тут я пошло пошутил" - и ладно, пипл схавает. Надо отдать должное залу - на весь этот пошлый бред зал реагировал крайне сдержанно.
3. Никакая игра актеров, местами невнятная дикция.
4. "Неожиданные" режиссерские моменты и "злободневный юмор". Шутки насчет "крымнаша", "путин...овского" и тд - зачем? Я могу понять когда оно в контексте спектакля или вписывается в атмосферу пьесы или сцены. Но тут... Просто "пришлось к слову", очередной раз разрушив и так не сложившуюся атмосферу пьесы.
Хорошая премьера в БалтДоме))