Гастроли Рижского русского театра имени Михаила Чехова
За 133 года своего существования Рижский русский театр имени Михаила Чехова (РРТ), который до 2006 года именовался Рижским театром русской драмы, неоднократно гостил в Санкт-Петербурге, а с Театром музыкальной комедии у него и вовсе сложилась традиция обменных гастролей. В январе 2015 года рижане привозили в Санкт-Петербург спектакль «Ханума» в постановке Аллы Сигаловой. А теперь приезжают с двумя спектаклями: «Фро» по повести Андрея Платонова и «Смешанные чувства» по пьесе Ричарда Баэра.
Спектакль «Фро»
Новелла о любви
Мужчина – мозг; женщина - сердце.
Мозг производит свет; сердце порождает Любовь.
Свет дарит плоды; Любовь возвращает к жизни. (…)
Словом, мужчина стоит там, где кончается земля;
женщина – там, где начинается небо.
(Виктор Гюго «Мужчина и женщина»)
Самая пронзительная новелла о любви в постановке лауреата «Золотой маски» Руслана Кудашова.
Вы узнаете, где у паровоза душа, как вернуть мужа из командировки и каково чувствовать себя микрофарадой.
Вы вспомните, что классика может быть яркой, живой и увлекательной.
Вы будете петь знаменитую “Bella Сiao!”, смеяться, сочувствовать, удивляться и радоваться.
…Красочно, музыкально, чуть-чуть иронично и бесконечно нежно…
«Взяв чудесный рассказ писателя, у которого каждое слово ценно, Кудашов не пьесу сочинил, а нечто большее, редкое, единственно верным способом соединившее текст, режиссуру, актерскую игру, музыку, пластику, свет и визуальный ряд.» (Маша Насардинова. «РРТ: этюд в красных тонах»)
Проза Андрея Платонова - музыкальная, ритмически выверенная, словно стихи, - не укладывается ни в какие рамки и ускользает от любителей ярлыков и однозначных оценок. «В его произведениях преодолевается разрыв между безмолвием и звучанием мира. Своим парадоксальным языком и способом выражения идеи он устанавливает особые отношения между мышлением и временем,» - пишет один из исследователей. Можно было бы еще добавить - «между мышлением и чувством», потому что сочный, неожиданный, свежий и яркий язык Платонова обращается не только к разуму, но и к ощущениям и эмоциям.
«Фро» - произведение отчасти автобиографичное: разлука с женой во время частых поездок Андрея Платонова вдохновляла его на письма, полные щемящей нежности и тоски по любимому человеку. «Удивительно тяжело работать силой сердца, т.е. в литературе, когда само сердце непокойно и тебя, которую я люблю навсегда (это не фраза), нет со мной, - писал он. - Как чудно жить с таким сердцем как у меня, - это, наверно, глупо со стороны. Человек все больше и больше влюбляется в свою жену. До чего ж это дойдет! Как будто дело идет не на возраст, а на юность.» Вот и Ефросинья Евстафьева, сама себя назвавшая Фро, словно лишившись сердца, томится без мужа, уехавшего «далеко и надолго»...
В Латвии это один из первых опытов постановки платоновского текста - и первое появление произведения Андрея Платонова в репертуаре Рижского русского театра.
Инсценировка и постановка - Руслан Кудашов. Сценография и костюмы - Николай Слободяник. Пластика - Ирина Ляховская. Свет - Денис Солнцев. Музыкальное оформление - Владимир Бычковский.
Руслан Кудашов – автор инсценировки и режиссер, главный режиссер Большого театра кукол (с 2006 г.), художественный руководитель театра «Потудань» (с 2000 г.). Участник и многократный призер престижных международных фестивалей. Лауреат высшей национальной театральной премии «Золотая маска», высшей Санкт-Петербургской театральной премии «Золотой софит», высшей национальной премией в области театрального искусства для детей и подростков «Арлекин» и многих других. В 1999 г. окончил СПбГАТИ по специальности «актер театра кукол» (курс И. Зайкина), в 2001 г. - по специальности «режиссер» (курс Г. Козлова). После завершения обучения с небольшой группой однокурсников организовал собственный кукольный театр «Потудань».
Поставил более тридцати спектаклей в разных городах (Рига, Белосток, Брест, Петрозаводск, Ярославль, Пловдив) и странах (Латвия, Литва, Польша, Беларусь, Болгария). В Рижском русском театре поставил спектакли для детей «Большое путешествие маленькой Ёлочки» и «Маленький принц».
Каждому, независимо от возраста, необходимо приобретать билет.
Комментарии зрителей в виртуальном театральном салоне
my_winter_2012 on Июнь, 22, 2014 19:36 (UTC)
Браво!
Визуально, эстетически - очень красивый спектакль. Атмосферная музыка, создающая настроение... Исполнение - без сучка, без задоринки. Это было прекрасно!!! Спасибо за подаренные эмоции!
(Анонимно) on Июнь, 23, 2014 10:44 (UTC)
"Фро"
Блестящий спектакль! (…) Особые аплодисменты Екатерине Фроловой! (…) Браво также любимому Леониду Ленцу (удивил и порадовал, хотя всегда неподражаем и органичен!), а также новому молодому актеру Виталию Яковлеву. И мастерство, и сценическое обаяние, и двигается, и поет прекрасно. (…) Массовка тоже на высоте -- видно, что все ловят кайф от работы, глаза горят, и эта радость и позитивная энергия передаются зрителям! Словом, придраться просто не к чему -- один из самых достойных спектаклей в репертуаре театра, всем настоятельно рекомендую! Спасибо команде!
doctor_ski on Ноябрь, 9, 2014 08:21 (UTC)
(…) Важно, качественно, умно, умело, тонко и невероятно гармонично получилось все. Режиссура, игра, костюмы, оформление сцены, свет, музыка, хореография - переплетаясь и дополняя формируют то полное, безвоздушное погружение, когда по окончанию, ты переполнен настолько, что крики браво, - это не дань, это твое состояние на тот момент, твоя единственная возможность выскочить из ирреальности восторга, в которую погружает тебя целиком мир созданный талантливыми людьми.
Я смаковала все. Ибо ощущение - это результат исключительной гармонии и осведомленности в нюансах. Снимаю шляпу перед талантом режиссера, сразу же делаю почтительный реверанс всем художникам сцены, костюмов, танца. Так умело перенести мотивы русского авангарда, так грамотно создать мир и атмосферу художественных и научных оттенков эпохи дорогого стоит. Я узнавала идеи Малевича и Татлина, Филонова и Матюшина. Победа над Солнцем в атмосфере спектакля отчетливо поддерживается и идеями Теслы и утопиями Федорова.
(…) Игра актеров даже не восхищает, она растворяет, захватывая целиком, не оставляя даже капельки недоверия или непонимания. Музыкальность сцены, гуттаперчивость хореографии, цвет и свет- все в тему, все то, все едино.
Гармоничность внешнего и внутреннего,- вот что на самом деле подкупает и радует больше всего! (…)
kritikan on Декабрь, 24, 2014 04:23 (UTC)
Фро
Ярчайшее впечатление. Композиция необычайной поэтической силы. Такой чистоты и душевной высоты нота, что буря символизма воспринимается как откровение, а не пошлость. С первых же секунд ошеломительным чудом опрокидываешься в пространство такой искренности и откровенности, что полтора часа пролетают непрерывным катарсисом. Невероятный темп рассказа и человеколюбие Платонова переданы конгениально. Сопереживание правде без следа манипуляции оставляет в душе ценнейшее послевкусие. Единение актёров, текста, движений, сцены, музыки обескураживает до невозможности говорить о составляющих спектакля по отдельности. Произведение искусства.
Рижский русский театр имени Михаила Чехова (РРТ) – один из старейших русских театров за пределами России – был открыт 2 октября 1883 года. В историю этого театра вписали свои имена такие мастера как Константин Незлобин, Константин Марджанов, Александр Таиров, Михаил Муратов, Сергей Радлов, Вера Балюнас, Аркадий Кац, Петер Штайн, Евгений Арье и многие другие известные режиссеры. На этой сцене в свое время блистали кумиры Москвы и Санкт-Петербурга: Мария Роксанова, Илларион Певцов, Екатерина Рощина-Инсарова, Елизавета Жихарева, Мария Ведринская, Лилия Штенгель, Гавриил Терехов, Екатерина Бунчук, Юрий Юровский, Вера Комиссаржевская, Василий Качалов.
Одним из ведущих принципов РРТ на протяжении многих лет было поддержание жанрового разнообразия репертуара: зрителю предлагались и глубокие социально-психологические спектакли, и зрелищные музыкальные представления, и неожиданные творческие эксперименты с формой, и академически строгие - «классические» - постановки.
В сентябре 2006 года театр (прежде именовавшийся Государственным рижским театром русской драмы) вернул себе историческое название «Рижский русский театр» и получил право именоваться театром имени Михаила Чехова, отдавая дань памяти блестящему актеру, режиссеру и педагогу, посвятившему два года своей жизни (1932-1934) работе в Риге и открывшему здесь свою первую школу.
В 2010 году завершилась реконструкция театрального здания, благодаря которой РРТ по оснащению в настоящее время является одним из самых современных театров Европы. В том же году художественным руководителем театра стал известный режиссёр из Санкт-Петербурга, лауреат Государственной премии Игорь Коняев (занимавший эту должность до октября 2015 года); он также взял на себя обязанности мастера актерского курса, который набрал совместно с профессором Санкт-Петербургской театральной академии Еленой Чёрной на базе Латвийской академии культуры - специально для русского театра. В 2014 году выпускники этого курса успешно пополнили основную труппу РРТ.
Вот уже 25 лет директором театра является Эдуард Цеховал, в 2013 году получивший премию К. Станиславского - «за сохранение традиций русского театра в Латвии».
В 2014 году театр получил Международную театральную премию зрительских симпатий «Звезда Театрала» в номинации «Лучший русский театр за пределами России».