«Чайковский in jazz. Времена года. New».
(авторская обработка Юрия Маркина, аранжировка для трио Сергея Жилина)
В программе:
1. Декабрь. «Святки»
2. Январь. «У Камелька»
3. Июнь. «Баркарола»
4. Март. «Песня жаворонка»
5. Октябрь. «Осенняя песнь»
6. Апрель. «Подснежник»
7. Вальс цветов из балета «Щелкунчик»
8. Февраль. «Масленица»
9. Ноябрь. «На тройке»
Во втором отделении концерта будет царить по-настоящему новогоднее настроение! В этот день на сцене с программой "Let It Snow" будет блистать "Фонограф-Джаз-Секстет" под управлением Сергея Жилина! Вместе с коллективом выступит наша незаменимая солистка Марианна Савон. Вы услышите лучшие новогодние и рождественские джазовые композиции, радующие сюрпризы и головокружительные музыкальные импровизации.
Джазовые обработки классических опусов ведут свою историю с 30-х годов. В анналы джаза вошла пьеса, записанная оркестром Бенни Гудмена (аранжировщик Алек Темплтон), - "Bach Goes To Town" - одна из первых попыток взаимодействия джазового музицирования с баховским стилем. В России оркестр Леонида Утесова не без успеха работал с темами Чайковского и Римского-Корсакова. Биг-бэнды Стэна Кентона, Вуди Германа в своих композициях иногда использовали темы из классических произведений. В 50–60-х годах эти тенденции получили развитие в так называемом "барокко-джазе". Впрочем, к концу 20-го века взаимодействие джазовых идиом и языка академической музыки стало в большинстве случаев достаточно стандартным приемом и практически лишилось привкуса новизны.
Однако новая работа трио Сергея Жилина "Чайковский in jazz. Времена года. NEW" (аранжировка Юрия Маркина), показала, что идея оджазированной классики не только не умерла, но и способна рождать порой удивительные результаты.
Во-первых, поразительно точным оказался выбор пьес. "Времена года" Чайковского – это репертуар старших классов ДМШ и младших курсов училища. Вещи "заигранные", привычные и даже несколько простоватые для "продвинутых" музыкантов. Но эти пьесы внезапно обнаруживают такую музыкальную глубину и такую возможность стилистического развития, о которых трудно было даже подозревать.
Во-вторых, джазовый фортепианный мэйнстрим, обращаясь к камерной (если не салонной!) музыке 19 века, получает настолько мощный творческий импульс, что по-новому начинают работать его на первый взгляд стандартные фактурные и гармонические приемы.
В этом проекте все новое и необычное приходит как будто бы изнутри исполняемых произведений. Уже в самих темах Чайковского становится возможным их новая гармонизация. Но не за счет стандартных джазовых аккордов, а с помощью гармонического языка позднего романтизма и музыки 20 века, обогащенных джазовыми звучаниями.
Поразительно то, с какой легкостью и естественностью пьесы из "Времен года", написанные в последней трети 19 века, воспринимают в себя стили последующих эпох – джазовые и не джазовые – вплоть до современной поп- и рок-музыки ("На тройке").
Очень интересно и то, как эти темы получают свое музыкальное развитие: иногда ожидаемое, а иногда и нет (великолепное фугато в "Баркароле"). Случаются и тембровые сюрпризы – мелодия "Баркаролы" у бас-гитары. Самым удивительным оказался "Вальс цветов" – единственная пьеса не из "Времен года". Здесь соединение разных фортепианных стилей – вплоть до "страйда" – дало эффект чуть иронический. Так наверное получилось, если бы Чайковский вдруг решил поиграть на фортепиано вместе со Скоттом Джоплином в салуне где-нибудь в Сент-Луисе или Чикаго. Но в 2011 году!