12 +

Балет «Реквием» (театр балета Б.Эйфмана)

Продолжительность
2 ч 00 мин
Режиссёр
Борис Эйфман
Б.Эйфман
Описание

Академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана.

Балет Бориса Эйфмана в 2-х актах.
Акт I на музыку Д.Д.Шостаковича по поэме А.А.Ахматовой «Реквием».
Акт II на музыку «Реквиема» В.А.Моцарта (новая версия 2014 г.).
Декорации: Семен Пастух, Зиновий Марголин. Костюмы: Ольга Шаишмелашвили. Свет: Борис Эйфман.
Премьера: 27 января 2014 года, Александринский театр.

История создания этого спектакля необычна. В 1991 году, на заре новой эпохи Борис Эйфман поставил на музыку «Реквиема» В.А.Моцарта одноименный одноактный балет - философскую притчу о вечном таинстве человеческой жизни.
Спустя десятилетия Эйфман – художник «беспокойного» склада, находящийся в непрестанном поиске совершенных пластических форм – вновь обратился к своей работе и создал на ее основе полномасштабный спектакль. Значительным образом переосмыслив хореографическую партитуру прежней постановки, он добавил в балет еще один акт, сочиненный по мотивам поэмы А.А.Ахматовой «Реквием» на музыку Камерной симфонии «Памяти жертв фашизма и войны» Д.Д.Шостаковича.

Премьера спектакля состоялась 27 января 2014 года в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра и была посвящена 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады – великому празднику, знаменующему победу жизни над стихией смерти и разрушения. Артисты труппы Бориса Эйфмана представили балет «Реквием» совместно с Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы» (художественный руководитель и главный дирижер - Владимир Спиваков) и Академическим Большим хором «Мастера хорового пения». Первыми новый спектакль увидели ветераны Великой Отечественной войны, защитники и жители блокадного Ленинграда, которые получили приглашения на премьеру.

Борис Эйфман: «Перечитывая поэму «Реквием», я неизменно поражаюсь, насколько безудержна та боль, что пульсирует в строках Ахматовой. Снова и снова траурные образы «осатанелых лет» наполняют сердце. И вереницы погребенных заживо застывают в вечном ожидании у тюремных ворот…
Крику женщины, на чью долю выпали страшные испытания, в поэме Ахматовой вторят стоны тысяч несчастных матерей и жен. Эта симфония скорби не перестает звучать во мне. Священная боль не утихает.
Воистину: мир человеческих страданий бездонен. Но в самом течении жизни скрыта божественная непрерывность бытия, которую гениально воспел в своем «Реквиеме» Моцарт. Слушая его произведение, ощущаешь дыхание вечности. Тревоги и опасения исчезают, ты пронизан предчувствием вселенской тайны. Откуда я? Зачем я? Что есть я? Обращаешься к своей памяти. Это она вводит незащищенного юношу в мир, воскрешает испытания зрелости, мудрость и бессилие старости. Сколько злобы, клеветы и насилия в моей памяти… И сколько неувядающих прикосновений счастья, любви!..
Страдания, отчаяние, надежда - все это во мне, в каждом из нас. И погребальная песнь сливается воедино с моцартовским гимном жизни».

Балет «Реквием» идет с одним антрактом.
Рецензия от bileter.ru
Балет «Реквием», поставленный знаменитым российским балетмейстером Борисом Эйфманом, произвел настоящий фурор в культурном обществе. Впервые представленный публике в январе 2014 года на подмостках Александринского театра, он был приурочен к празднованию 70-летней годовщине полного снятия фашистской блокады – дате, более значимой для многострадального Ленинграда-Петербурга, чем все иные даты. Поставленный по двум великим произведениям – поэме «Реквием» Анны Ахматовой и по одноименному музыкальному произведению Моцарта, ставшему последней работой в жизни великого композитора.

Оба произведения имели очень непростую и трагическую судьбу, а по накалу страстей и уровню эмоциональной задействованности читателя и слушателя превосходят большинство до сей поры написанных вещей. В обеих частях балета Эйфман делает основной фигурой действия Мать – жертвенную, скорбящую, страдающую. Невыносимая боль матери, теряющей ребенка и все, что было ей дорого, в ахматовской части балета, невероятным образом перекликается с линией матери, жертвующей своей жизнью ради спасения сына во второй, моцартовской части.

В балете заняты ведущие артисты Санкт-Петербургского государственного академического Театра балета Бориса Эйфмана. После премьеры балета мировые и российские критики окружили постановку восторженными отзывами: хореографию Эйфмана называли «хореографией высочайшего уровня формы», а сюжет характеризовали как поражающий своей «обнаженной искренностью». Купив билет на «Реквием», зритель может убедиться в том, насколько правы критики в своих суждениях.

Весь трагизм и бессмыслица репрессий, показанная Ахматовой в поэме, пережитое ею бесконечное отчаяние, несчетные дни, выстоянные в очередях у тюремных ворот – все это Эйфману удалось передать в пластике своих танцоров. Каждое их движение – это выраженная в танце боль Женщины, Матери, не понимающей, как и зачем жить дальше без своего ребенка. Ахматовская часть идет всего пару десятков минут, но за это время Эйфману удается вывернуть душу зрителя наизнанку и затронуть самые потаенные ее уголки. А заупокойная месса Моцарта, которую великий австриец писал до последнего вздоха, представляет зрителю мощное сочетание невероятно сильной музыки и не менее сильной и эмоциональной хореографии. В постановке Эйфмана моцартовский «Реквием» перестает быть мрачной погребальной песнью – это скорее гимн жизни, символ непрерывности и цикличности жизни.

В течение всего действа на сцене практически нет декораций, да и костюмы отличаются строгостью и простотой. Вместо громоздких конструкций постановщик решил использовать световые эффекты – свет и тень как нельзя лучше передают дух обоих великих произведений, постоянную смену надежды и отчаяния.

Если Вам давно не приходилось переживать эмоциональную встряску, если Вы не помните, когда последний раз Вы испытывали сострадание – купите билеты на балет «Реквием» в театральной кассе, и эта постановка перевернет Ваши представления о балете. Также билеты можно купить онлайн на сайте или заказать по телефону 380-80-50.

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург