Описание
Академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана.
Балет Бориса Эйфмана в 2-х актах.
Акт I на музыку Д.Д.Шостаковича по поэме А.А.Ахматовой «Реквием».
Акт II на музыку «Реквиема» В.А.Моцарта (новая версия 2014 г.).
Декорации: Семен Пастух, Зиновий Марголин. Костюмы: Ольга Шаишмелашвили. Свет: Борис Эйфман.
Премьера: 27 января 2014 года, Александринский театр.
История создания этого спектакля необычна. В 1991 году, на заре новой эпохи Борис Эйфман поставил на музыку «Реквиема» В.А.Моцарта одноименный одноактный балет - философскую притчу о вечном таинстве человеческой жизни.
Спустя десятилетия Эйфман – художник «беспокойного» склада, находящийся в непрестанном поиске совершенных пластических форм – вновь обратился к своей работе и создал на ее основе полномасштабный спектакль. Значительным образом переосмыслив хореографическую партитуру прежней постановки, он добавил в балет еще один акт, сочиненный по мотивам поэмы А.А.Ахматовой «Реквием» на музыку Камерной симфонии «Памяти жертв фашизма и войны» Д.Д.Шостаковича.
Премьера спектакля состоялась 27 января 2014 года в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра и была посвящена 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады – великому празднику, знаменующему победу жизни над стихией смерти и разрушения. Артисты труппы Бориса Эйфмана представили балет «Реквием» совместно с Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы» (художественный руководитель и главный дирижер - Владимир Спиваков) и Академическим Большим хором «Мастера хорового пения». Первыми новый спектакль увидели ветераны Великой Отечественной войны, защитники и жители блокадного Ленинграда, которые получили приглашения на премьеру.
Борис Эйфман: «Перечитывая поэму «Реквием», я неизменно поражаюсь, насколько безудержна та боль, что пульсирует в строках Ахматовой. Снова и снова траурные образы «осатанелых лет» наполняют сердце. И вереницы погребенных заживо застывают в вечном ожидании у тюремных ворот…
Крику женщины, на чью долю выпали страшные испытания, в поэме Ахматовой вторят стоны тысяч несчастных матерей и жен. Эта симфония скорби не перестает звучать во мне. Священная боль не утихает.
Воистину: мир человеческих страданий бездонен. Но в самом течении жизни скрыта божественная непрерывность бытия, которую гениально воспел в своем «Реквиеме» Моцарт. Слушая его произведение, ощущаешь дыхание вечности. Тревоги и опасения исчезают, ты пронизан предчувствием вселенской тайны. Откуда я? Зачем я? Что есть я? Обращаешься к своей памяти. Это она вводит незащищенного юношу в мир, воскрешает испытания зрелости, мудрость и бессилие старости. Сколько злобы, клеветы и насилия в моей памяти… И сколько неувядающих прикосновений счастья, любви!..
Страдания, отчаяние, надежда - все это во мне, в каждом из нас. И погребальная песнь сливается воедино с моцартовским гимном жизни».
Балет «Реквием» идет с одним антрактом.